Французский как второй иностранный: уроки на дистанте
Уже второй год происходит что-то необычное: в нашу жизнь прочно вошли новые термины и слова, полностью изменилась привычная реальность. На какое-то время традиционные формы обучения стали невозможными. Перед всеми педагогами встала задача не только провести урок, но и добиться того, чтобы качество каждого занятия не пострадало. Учитель французского языка Наталья Игоревна Баталина пришла к выводу — о французском почти забыли — и приняла решение самостоятельно записывать видеоуроки.Материал предоставлен Центром лингвистического образования ГК «Просвещение» и опубликован в электронном журнале «Просвещение. Иностранные языки»
Фотография: School photo created by freepik - www.freepik.com
Следующий момент, на котором мне пришлось остановиться, — это платформа, где видеоуроки можно будет разместить. Я решила использовать три социальные сети, наиболее востребованные у подростков: Вконтакте, Фэйсбук, и канал на YouTube. Страницы в первых двух интернет-сообществах у меня уже были, канал на видеохостинге тоже, но им я пользовалась лишь для просмотра фильмов.«Сначала нужно было определиться с программой. Изучив рейтинг приложений для работы с видео, я поняла, что в каждой из них есть свои плюсы, но и минусов тоже хватает: либо интерфейс программы полностью на английском языке и официального русского варианта не имеет, либо отснятый материал можно обработать только в отдельном платном видеоредакторе от того же разработчика и т.д. В итоге я остановила свой выбор на всем известной программе Microsoft Office PowerPoint. Не все знают, что готовую презентацию можно озвучить, а затем экспортировать в видео. Этим я и воспользовалась».
«Французский язык как второй иностранный в школе, где я работаю, преподается уже шестой год, поэтому уроки я записывала для учащихся пятых-девятых классов. При создании видео использовала электронный вариант учебника французского языка „Синяя птица“, а также рабочую тетрадь и книгу для учителя этого же УМК».
Кроме того, видеоуроки позволили привлечь дополнительный иллюстрационный и познавательный материал по темам, который был найден в интернете. Например, в видеоуроке для восьмого класса по теме «Страноведение. Парки развлечений», который был загружен на канал YouTube.com семнадцатого апреля две тысячи двадцатого года, ребята узнали подробности о парке «Франция в миниатюре»: график и время работы, цену на билеты, номера телефонов и ссылку на страницу парка в интернете, где есть возможность прогуляться по парку онлайн.
В уроке для пятого класса Циклу 1 «Жак Тардье и его семья» (урок № 5), который был загружен на YouTube, при изучении счета был привлечен материал с сайта Cours pour appendre le français avec Lexique Fle.
Ссылка на этот интернет-ресурс была дана как в самом видеоуроке, так и в описании под ним. В материале этого занятия было дано объяснение по работе на сайте «Cours pour appendre le français avec Lexique Fle». Если у ребят возникнут проблемы, они всегда могут посмотреть урок еще раз, чтобы исправить ошибку и понять алгоритм работы с интернет-ресурсом.
Итак, работа по созданию видеоуроков была начата. Само занятие я отправляла ребятам на электронную почту класса, в WhatsApp — ссылку на видеоурок, который загружен на YouTube. Так мы смогли окончить самый сложный учебный год в моей педагогической практике.
Я решила начать ab ovo — с уроков для учеников пятого класса, так как считаю, что это самый тяжелый период в изучении второго иностранного языка, тем более что количество часов, выделяемых администрацией, не соответствует требованиям программы (вместо 2 часов в неделю занимаемся 1 академический час). А значит у пятиклассников всегда есть возможность обратиться к материалу урока, вспомнить изученное.«Начало нового 2020-2021 учебного года показало, что большинство ребят смотрели видеоуроки не только в течение четвертой четверти, но и пересматривали их в августе – кто-то по собственной инициативе, кто-то по совету родителей. Этот факт заставил меня задуматься о том, чтобы продолжить работу».
Со временем обратила внимание, что количество людей, подписанных на мой канал, значительно больше, чем учеников в моих группах. Ребята и их родители стали оставлять комментарии к урокам, из которых я узнала, что мои подписчики — это школьники из разных городов: Москвы, Санкт-Петербурга, Сочи, Новосибирска, Иркутска и других. Сегодня на канал уже подписались почти 1000 человек! Те, кто просил личную консультацию по французскому языку, писали мне на почту и получали ответ сразу – бесплатно. Надеюсь, он был им полезен, как и видеоуроки французского языка по УМК «Синяя птица» издательства «Просвещение».