Готовимся к ЕГЭ с сервисом «Учим стихи»: задание на сопоставление лирики
О критериях оценивания и о том, как при подготовке к ЕГЭ может помочь сервис «Учим стихи», рассказала Надежда Мещанкина — преподаватель русского языка и литературы, доцент кафедры культуры и искусств МИИГУ им. П. А. Столыпина, автор и ведущая курсов для учеников и учителей на сайте «Могу писать».
Изображение: Student writing photo created by yanalya - www.freepik.comЭкзаменационная работа по литературе требует владения осознанным, творческим чтением художественных произведений разных жанров.
Согласно информации ФИПИ (Федеральный институт педагогических измерений), так выглядит одно из заданий на анализ лирического произведения:
- Подберите одно произведение для сопоставления (не допускается обращение к другому произведению того автора, которому принадлежит исходный текст).
- Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объеме 5-10 предложений.
- Укажите название произведения и фамилию автора, сопоставьте произведение с исходным текстом в заданном направлении анализа (по своему усмотрению выявите либо черты сходства, либо черты различия обоих произведений).
- Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текстов произведений, не искажайте авторские позиции, не допускайте фактических и логических ошибок.
- Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.
Критерии оценивания
- Первый блок — соответствие ответа заданию.
-
-
Ответ на вопрос дан правильно и сообщает о понимании текста приведенного фрагмента/стихотворения — 2 балла.
-
Ответ корректно соотнесен с указанной задачей, но не позволяет судить о понимании текста приведенного фрагмента/стихотворения — 1 балл.
-
Ответ содержательно не соотнесен с поставленной задачей — 0 баллов.
Второй блок — привлечение текста произведения для аргументации. -
Для аргументации суждений текст используется на уровне анализа важных для выполнения задания элементов, образов, микротем, деталей и т.д., авторская позиция не искажена, фактические ошибки отсутствуют — 2 балла.
-
Для аргументации текст используется на уровне пересказа произведений или общих рассуждений о его содержании, авторская позиция не искажена и/или допущена одна фактическая ошибка — 1 балл.
-
Суждения не аргументированы текстом произведения и/или авторская позиция искажена и/или допущены две и более фактические ошибки — 0 баллов.
Третий блок — логичность и соблюдение речевых норм. -
Отсутствуют логические, речевые ошибки — 2 балла.
-
Допущено не более одной ошибки каждого вида (логическая и/или речевая), суммарно не более двух ошибок — 1 балл.
-
Допущены две или более ошибок одного вида (независимо от наличия/отсутствия ошибок других видов) — 0 баллов.
Популярные темы для сопоставления
Темы, которые обычно предлагаются на ЕГЭ для сопоставления, можно разделить на три категории:
Трудности в выполнении заданий обычно связаны с тем, что ребята не понимают смысл произведения в целом, его авторский замысел, либо просто перечисляют художественные средства. Проблема может заключаться и в отсутствии мышления художественными образами, школьники списывают свою забывчивость на отговорки «проходили 100 лет назад», «не думал, что мне это пригодится». Сервис «Учим стихи» успешно решает эти проблемы и становится хорошим подспорьем при подготовке. Если возникнут сложности в восприятии, ребят выручат подсказки: наведите курсив на непонятное слово, нажмите на него и получите развернутый комментарий.
Связаны с человеком (любовь, одиночество, свобода, творчество, патриотизм/гражданская позиция, война).
Связаны с философией (смысл жизни, предназначение человека, природа творчества, сущность природы, жизнь и смерть).
Связаны с природой (времена года, время суток, пейзаж, город/деревня, природные/погодные явления, животные и растения, небесные светила).
Аудиальное восприятие стихотворения, а также красочные иллюстрации по теме помогут наиболее полно осмыслить и произведение в целом, и посыл автора, а еще — быстро запомнить сам текст.
Чтобы правильно сопоставить лирическое произведение, вместе с выпускником задавайте вопросы:
- Какое настроение у этого стихотворения, какие чувства оно вызывает?
- Какая его основная тема?
- Как она раскрывается?
- Чем интересно и необычно стихотворение (особенности его формы и образов)?