Что такое ВПР и как к ним подготовиться?
Ismart.
Что такое ВПР и для чего они вообще нужны
Всероссийские проверочные работы — это комплексные контрольные работы, которые должны оценить, насколько знания школьников по предметам соответствуют требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС).
Для школьников во всех городах задания единые. Это помогает выявить и решить проблемы в школьном образовании на всех уровнях. Задания составлены по программе. По задумке успешно справиться с ВПР может любой ребенок, который ходил в школу, без всякой специальной подготовки. По закону за ВПР даже оценки не ставятся. Результаты не влияют на годовые и четвертные оценки по предметам. Они не выставляются в журнал и не учитываются при поступлении в вуз.
ВПР — стресс для всех?
ВПР — это еще один серьезный стрессовый фактор для всех, кто так или иначе связан со школой.
На деле задания могут и не совпадать с изучаемым в течение года учебным материалом. Это волнует прежде всего учителей. Хотя и для учеников встреча с такими заданиями во время проверочной работы — дополнительный стресс.
Несмотря на декларацию безотметочного принципа ВПР, на практике баллы, полученные в результате выполнения работы, в большинстве случаев все-таки переводятся в пятибалльную шкалу оценивания и выставляются в журнал. То есть они влияют и на четвертные, и на годовые отметки учеников. Это влияет на рейтинг учителей и всерьез беспокоит ребенка. Родители тоже не остаются в стороне.
Что делать?
Во-первых, успокоиться. Ничего такого, с чем действительно не смог бы справиться среднестатистический ученик, в ВПР нет.
Во-вторых, узнать о ВПР как можно больше, чтобы понимать, что ждет ребенка, и как спокойно подготовиться.
Для подготовки важно:
- узнать, из каких заданий состоит ВПР;
- понимать, которые из них чаще всего вызывают трудности;
Размеренная подготовка поможет снять тревожность у всех — учителей, детей и родителей — и заменить механическое «натаскивание» на осознанную планомерную подготовку. Тут есть сразу два плюса: возможность хорошо написать ВПР и ликвидировать пробелы в знаниях.
Готовимся к ВПР
Рассмотрим на примере предмета «Русский язык». ВПР по русскому языку обязательный в 4-8 классах. В 9 классах ВПР нет вообще, Учащиеся 11 класса пишут ВПР по предметам, по которым не будут сдавать ЕГЭ, поэтому контрольные по русскому и математике для них не проводятся.
Что включает в себя ВПР по русскому языку в каждом классе?
Класс |
Объем работы и время на ее выполнение |
Содержание работы |
4 класс |
15 заданий (2 части). Задания 1 и 2 частей выполняются в разные дни, на каждую часть отведено по 45 минут. |
Первая часть — диктант (80 слов) с грамматическим заданием (синтаксический разбор, морфологический разбор, определение частей речи, разбор слов по составу и т. п.) Вторая часть — задания на проверку знания лексики, морфологии, орфоэпии, синтаксиса и пунктуации и т. д. по программе начальной школы. |
5 класс |
12 заданий (60 минут). |
Ученику предлагается списать текст, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания, и выполнить указанные виды разборов. Помимо проверки знаний по орфографии и пунктуации ВПР проверяет умение работать с текстом (понимать структуру текста, формулировать его основную мысль), умение производить все виды разбора (фонетический, морфемный, морфологический и синтаксический), умение распознавать прямую речь и слова автора, обращение, сложное предложение и пр. |
6 класс |
14 заданий (90 минут) |
Ученику предлагается списать текст, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания, и выполнить указанные виды разборов. Проверяет знания по орфографии, словообразованию и синтаксису, умение проводить различные виды разбора (морфемный, морфологический, синтаксический), умение анализировать различные виды предложений. |
7 класс |
14 заданий (90 минут) |
Ученику предлагается списать текст, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания, и выполнить указанные виды разборов. Проверяет знания по орфографии, словообразованию и синтаксису, умение проводить различные виды разбора (морфемный, морфологический, синтаксический), умение анализировать различные виды предложений, умение распознавать производные предлоги и союзы, причастные и деепричастные обороты. |
8 класс |
17 заданий (90 минут) |
Ученику предлагается списать текст, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания, и выполнить указанные виды разборов.
Проверяет знания по орфографии, словообразованию и синтаксису, умение проводить различные виды разбора (морфемный, морфологический, синтаксический), умение анализировать различные виды предложений, умение распознавать производные предлоги и союзы, причастные и деепричастные обороты, умение правильно писать слова разных частей речи с НЕ, Н и НН, а также обосновывать выбор такого написания. |
Самые проблемные задания
В 4 и 5 классах это задания, связанные с текстом. Первое место в этом печальном списке занимают задания, проверяющие умение выделять и формулировать главную мысль текста. Дети с трудом понимают смысл текста, выделяют его главную мысль, определяют последовательность событий в тексте.
Поэтому сложными для детей становятся задания, предлагающие составить план текста. Чтобы их сделать, надо:
- разделить текст на части;
- определить и сформулировать основную мысль каждой части;
- выделить ключевые слова;
- используя цитаты из текста, подобрав проблемные вопросы или придумав лаконичные и точные заголовки для каждой части, составить и записать план текста.
Вопросы к тексту
Со сложностями дети из 4-х и 5-х классов сталкиваются на этапе составления вопросов к тексту. Возможно, это связано с тем, что в школе детям приходится чаще отвечать на вопросы, чем задавать их. Но в целом эта проблема тесно связана с двумя предыдущими, ведь, чтобы задать вопрос к тексту, надо хорошо понимать его главную мысль.
Толкование пословиц
Трудности у детей вызывают и задания, в которых надо на основе приведенной информации и собственного жизненного опыта придумать ситуацию, подходящую под пословицу или поговорку в задании (например, «В какой жизненной ситуации уместно будет употребить выражение...»).
Дети с трудом сопоставляют пословицу или поговорку с жизненной ситуацией не столько потому, что у них нет большого жизненного опыта — они просто не понимают скрытого смысла самой поговорки или пословицы. А без этого выполнить задание успешно невозможно.
Ударение в словах
Сложно бывает и с заданиями, где надо правильно поставить ударение в словах. В 6-8 классах эти проблемы все еще актуальны. И появляются новые сложности.
Чтение и работа с текстами
Детям сложно использовать разные виды чтения (поискового, просмотрового, реферативного) Они с трудом перерабатывают прочитанные и прослушанные тексты — им сложно конспектировать текст или анонсировать его. Ученики с трудом анализируют тексты с позиции принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка.
Поиск синонимов
Ученикам тяжело распознать стилистически окрашенные слова в заданном контексте, найти синонимы.
Сложности у школьников 4-8-х классов вызывают задания, связанные с текстом и развитием речи. На их выполнение практически невозможно «натаскать», так как они тесно связаны с читательской грамотностью и повседневной жизнью школьника — то есть с уровнем формирования функциональной грамотности и метапредметными учебными действиями.
Как готовиться?
В школе
Больше внимания уделять работе с текстом
На уроках русского и литературного чтения в начальной школе и уроках литературы в 5-8 классах:
- выделять основную мысль текста;
- делить его на смысловые части;
- предлагать задания на восстановление последовательности текста.
Работайте в классе с ключевыми словами и фразами, ищите лишние и недостающие фразы. Учите детей составлять план текста — это поможет объединить все перечисленные навыки.
Развивать речь и ежедневно уделять внимание фольклору:
- разъяснять смысл пословиц и поговорок;
- подбирать подходящие пословицы для выражения главной мысли произведения к образу главных героев, к морали произведения, к конкретным ситуациям.
Дело здесь не в том, что задания с пословицами и поговорками есть в ВПР. Работа с фольклором развивает речь, мышление, пробуждает интерес к родному языку. При анализе литературного произведения говорите о жизни самих школьников, ищите параллели, сопоставляйте их жизненные ситуации с ситуациями, описанными в произведениях.
Дома
Разберитесь, что из себя представляют задания ВПР по русскому — посмотрите демоверсии, полистайте сборники по подготовке к ВПР.
Не избегайте онлайн-платформ: например, на образовательной платформе iSMART есть тренировочные задания по подготовке к ВПР по русскому языку с 4 по 8 класс. Задания платформы полностью соответствуют заданиям ВПР.
Их отличительная особенность в том, что каждое задание — это тестовый вариант с выбором правильного ответа.
Кроме того, в каждом задании есть пояснение к правильному ответу. Благодаря выполнению заданий ребенку удается «ухватить их суть» и потом перейти к выполнению тех же тестов, но уже с самостоятельной формулировкой ответа, как этого требует задание ВПР.
Если ребенку сложно выполнять одни и те же задания , можно отработать проблемную тему более тщательно в удобное для ребенка время и в удобном темпе.
В каждом классе ребенок может освоить сложную для него тему самостоятельно или с помощью родителей благодаря системе подсказок — в них есть подробное объяснение каждого задания. И, конечно, не забывайте читать с детьми. Чем больше ребенок читает, тем шире его кругозор, тем ярче и образнее речь, тем выше грамотность.
Обязательно обсуждайте прочитанное, высказывая собственное мнение и мотивируя ребенка формулировать свое, сравнивать жизнь в книге и свою, говорить о поступках героев.
ВПР — это не экзамен, а мониторинг. Не нагнетайте атмосферу, не запугивайте ребенка. Успокойтесь сами и научите ребенка не паниковать, быть уверенным в своих силах. Дайте ему понять:
«Ты справишься!»
«Ты все знаешь, бояться нечего!»
«Мы в тебя верим!»
Тогда ВПР станет для ученика просто очередной контрольной, которая покажет, как он учился весь год, какой материал усвоил лучше, а какой хуже.