Где живут слоны? Окружающий мир. 1 класс. Конспект урока
Класс: 1
Тип урока изучение нового материала
Цели урока:
I. Познавательные:
- Познакомить с жаркими районами Земли, с их названиями, географическим положением, представителями животного мира.
II. Развивающие:
- Развитие наблюдательности при работе с иллюстративными материалами.
- Развитие логического мышления на основе отработки логических операций:
- анализ при выделении признаков и видов животных;
- синтез при формулировке вывода.
- Развитие самостоятельности при организации работы в парах.
III. Воспитательные:
- Воспитание познавательного интереса.
- Воспитание умения общаться:
- учитель – ученик
- ученик – ученик
Использованные источники Е. В. Саплиной, А. И. Саплина, В. И. Сивоглазова, 2009.
Ход урока
1. Организация класса
– Здравствуйте, ребята. Сейчас у нас урок «Окружающий мир». Посмотрите все ли у вас готово к уроку. У вас на парте должны лежать: пенал, учебник, тетрадь.
Слушайте меня внимательно и у нас все получится.
2. Проверка домашнего задания по теме: «Где живут белые медведи?».
– Сегодня д/з. я буду проверять по-разному. По карточкам будут работать: Ваня, Коля, Оля.
А) Индивидуально-письменный опрос
Карточка № 1 по теме: «Где живут белые медведи?»
1. Соотнеси с помощью стрелок животных и район, в котором они обитают.
Морской леопард |
|
|
Моржи |
|
Арктика |
Белый медведь |
|
|
Пингвины |
|
|
Ледяная рыба |
|
|
Поморник |
|
Антарктида |
Тюлень |
|
|
Треска |
|
|
Альбатрос |
|
|
2. Напиши, как приспособились животные к жизни в таких суровых районах.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Карточка № 2 по теме: «Где живут белые медведи?»
1. Подпиши названия животных.
|
|
|
|
|
_______________ |
|
_____________ |
|
___________ |
2. В каком районе Земли обитают белые медведи?_______________________
Карточка № 3 по теме: «Где живут белые медведи?»
1. С какими двумя холодными районами Земли мы познакомились на прошлом уроке?
а) Арктика и Антарктида;
б) Арктика и Северный полюс;
в) Антарктида и Южный полюс
2. Подпиши названия животных.
|
|
|
|
|
___________ |
|
__________ |
|
________________ |
Б) Фронтально-устный опрос
– Итак, ребята, посмотрели все на меня. А теперь я бы хотела проверить как остальные ребята готовы к уроку.
– На какой вопрос мы искали ответ на прошлом уроке?
– Могут ли белый медведь и пингвин встретиться?
– К какому же мы пришли выводу?
– Не смогут, так как белый медведь обитает на Северном полюсе, а пингвин – на Южном полюсе.
– Назовите представителей животного мира Арктики? Антарктиды?
– Каким-то образом животные приспособились к жизни в таких холодных районах?
– Я нарисовала картинку, которую назвала «Северный полюс». Я всё правильно сделала?
– Молодцы.
(Собираю карточки.)
Обобщение по дом. заданию: Итак, ребята, мы с вами побывали в самых холодных районах Земли. Узнали что большая их часть постоянно покрыта льдом и снегом. Познакомились с некоторыми представителями этих районов и узнали, как они приспособились к жизни в таких суровых условиях.
3. Изучение новой темы
3.1. Постановка учебной задачи
– Посмотрите на доску, что изображено?
– Лес.
– Какие животные обитают в лесу?
– А почему в наших лесах нет слонов?
– У нас получилось разногласие. Итак, вопрос, на который мы должны все найти ответ это – где живут слоны?
Сегодня мы отправимся в очень жаркие районы на нашей Земле – в африканскую саванну и тропические леса Индии.
– И сначала мы отправимся в саванну. Саванна – это африканская степь, открытое пространство. Здесь мало мест, где можно спрятаться, поэтому животные живут группами, очень осторожны и быстро бегают. Осадков выпадает очень мало, бывает что за полгода совсем не выпадает дождей, поэтому саванна – это царство, прежде всего травянистых растений, деревья встречаются реже. Здесь обитают такие животные как жираф, носорог, зебра, лев, мартышки, страус, африканский слон, птица – секретарь.
(учитель показывает иллюстрации)
Из саванны мы попадаем в тропический лес. Здесь всегда жарко, но дожди здесь идут круглый год. Многие деревья достигают огромной высоты – высотой с 15-20этажный дом. Повсюду лианы, которые обвивают стволы , перебрасываются с одного дерева на другое. Поэтому тропический лес напоминает чащу, сквозь которую трудно пройти. Здесь обитают индийский слон, крокодил, питон, павлин и другие животные.
(учитель показывает иллюстрации)
3.2. Работа в группах
– А сейчас мы вместе с вами более подробно рассмотрим представителей животного мира. Вы получите карточку с описанием этих животных. Вы должны будете внимательно прочитать текст, выделить главные особенности, которые в дальнейшем вам помогут узнавать этих животных. Для того чтобы вам было это легче сделать, на отдельной карточке вам предлагается иллюстрации этих животных, которые помогут выделить главное.
На работу вам отводится 10 минут. После чего группа должна будет представить результаты о проделанной работе в виде небольшого сообщения.
– Время, отведенное на работу закончилось.
– Как вы должны представить результаты своей работы?
– Мы должны подготовить небольшое сообщение о проделанной работе.
– Первым мы слушаем рассказ об африканском слоне, все остальные должны быть внимательными, так как вы должны запомнить то, что вам расскажут.
– Спасибо. Молодец.
– А сейчас бы я хотела проверить, как запомнили другие ребята.
(задаются вопросы по тексту)
4. Физкультминутка
– Ребята, мы с вами познакомились с двумя видами слонов, а как же их отличить?
Индийский слон:
- ноги короткие, тело массивное;
- маленькие уши;
- бивни – только у самцов - они короче и легче;
- сильно покрыты шерстью.
Африканский слон:
- ноги длиннее;
- большие уши;
- бивни у самцов и самок – они длиннее и тяжелее;
- слабо покрыты шерстью.
– Итак, мы с вами побывали в африканской саванне. Давайте выделим приспособления животных к обитанию здесь:
Выделим приспособления животных к обитанию в тропическом лесу:
– Почему у нас получилось, что приспособления практически одинаковые?
– Потому что в этих районах очень жарко.
5. Закрепление
– Откройте учебник, на стр. 14.
– В каких самых жарких районах Земли мы сегодня побывали?
– Рассмотрите иллюстрацию, назовите животных.
– На какой вопрос мы искали ответ сегодня на уроке?
– Где же живут слоны?
– Молодцы.
– А сейчас посмотрите на доску и назовите, кто изображен на иллюстрации.
6. Рефлексия
– Что понравилось на уроке?
– Что показалось сложным?
– Спасибо за урок, мне очень понравились как сегодня работа на уроке работали….
7. Домашнее задание
– Напишите небольшое микросочинение о понравившемся животном.