Где живут белые медведи? Окружающий мир. 1 класс. Разработка урока
Тип урока: изучение нового материала
Цели урока:
I. Познавательные: познакомить с холодными районами Земли, с их названиями, географическим положением, представителями животного мира.
II. Развивающие:
- Развитие наблюдательности при работе с иллюстративными материалами.
- Развитие логического мышления на основе отработки логических операций:
- анализ при выделении признаков и видов животных;
- синтез при формулировке вывода.
- Развитие самостоятельности при организации работы в парах.
III. Воспитательные:
- Воспитание познавательного интереса.
- Воспитание умения общаться:
- учитель – ученик
- ученик – ученик
Задачи:
- Познакомиться с холодными районами Земли.
- Познакомиться с представителями данных районов и узнать, как они приспособились к таким суровым условиям.
- Учить детей работать в группе.
Использованные источники:
- Саплина Е.В., Саплин А.И., Сивоглазов В.И. Окружающий мир. Рабочая тетрадь для учителя, 1 класс. Москва «Дрофа», 2007г.
- Саплина Е.В., Саплин А.И., Сивоглазов В.И. Окружающий мир, 1 класс. Москва «Дрофа», 2007г.
- Саплина Е.В., Саплин А.И., Сивоглазов В.И. Окружающий мир, 1 класс. Рабочая тетрадь. Москва «Дрофа», 2007г.
Ход урока
1. Организация класса
– Здравствуйте, ребята. Сейчас у нас урок «Окружающий мир». Посмотрите все ли у вас готово к уроку. У вас на парте должны лежать: пенал, учебник, тетрадь.
Слушайте меня внимательно и у нас все получится.
2. Проверка домашнего задания
– Сегодня д/з. я буду проверять по-разному. По карточкам будут работать: Саша, Сережа и Ира.
А) Индивидуально-письменный опрос
Карточка № 11. Выбери верный ответ (верный ответ обведи в кружок). К зимним месяцам относятся: а) январь, февраль, март. б) декабрь, январь, февраль. в) ноябрь, декабрь, январь. 2. Допиши ответ. В году _________ месяцев. |
Карточка № 21. Соедини стрелкой название времени года с месяцами, которые к нему относятся.
2. Допиши ответ. В году ____________ времени года. |
Карточка № 31. Перечисли времена года в правильной последовательности. _________________________________________________________ 2. Соедини с помощью стрелки время года с его изображением.
|
Б) Фронтально-устный опрос
– Итак, ребята, посмотрели все на меня. А теперь я бы хотела проверить как остальные ребята готовы к уроку.
– На какой вопрос мы искали ответ на прошлом уроке?
– Когда наступит лето?
– К какому же мы пришли выводу – Когда наступит лето?
– Лето наступит после весны.
– А какие еще времена года вы знаете?
– Зима, весна, лето, осень.
– После какого времени года идет осень? зима? весна? лето?
– Сколько месяцев в году?
– Назовите первый месяц? последний?
– Назовите месяцы зимы? лета? осени? весны?
– Я утверждаю, что август, сентябрь, октябрь – это зимние месяцы. Вы со мной согласны?
– Молодцы.
В) Индивидуально-устный опрос
– Кто бы хотел выйти к доске и рассказать текст учебника?
– Молодец, садись.
– Кто хотел бы что-то добавить?
(собираю карточки)
Обобщение по дом. заданию: Итак, ребята, мы с вами изучили 4 времени года, узнали, что в году 12 месяцев, первый месяц – январь, последний – декабрь.
Соотнесли каждое время года с его месяцами.
3. Изучение новой темы
3.1. Постановка учебной задачи
– Ребята, сейчас я вам загадаю загадки, ваша задача – назвать животное, которое я загадала.
Среди снега и льда не голодает, За рыбой в холодную воду ныряет. Густая белая шерсть спасает И от морозов его согревает. (Белый медведь) Где мороз и холодина, В океане ходит льдина. У него дружков не счесть, Брюшко беленькое есть: Он на льдине не один И зовут его… (Пингвин)
– А как вы думаете, могут ли белый медведь и пингвин встретиться? Почему?
– У нас получилось разногласие. Итак, вопрос, на который мы должны все найти ответ это – могут ли белый медведь и пингвин встретиться?
– Сегодня у нас необычный урок, мы отправимся в очень холодные районы на нашей Земле – Северный полюс и Южный полюс.
– На Земле есть очень холодный район – это Северный Ледовитый океан. Большая его часть постоянно покрыта льдом и снегом. Слой льда очень толстый и крепкий. В этом районе Земли расположен Северный полюс. Это место на Земле называют ещё Арктика. Там обитают белый медведь, птица поморник, моржи, тюлени, треска (учитель показывает иллюстрации).
– На противоположной стороне находится – Южный полюс. Это место на Земле называют ещё Антарктидой. Антарктида – огромный участок суши, покрытый толстым слоем льда. Там обитают пингвины, птица альбатрос, морской леопард, ледяная рыба (учитель показывает иллюстрации).
3.2 Работа в парах
– А сейчас мы вместе с вами более подробно рассмотрим представителей животного мира каждого полюса. Вы получите карточку с описанием этих животных. Вы должны будете внимательно прочитать текст, выделить главные особенности, которые в дальнейшем вам помогут узнавать этих животных. Для того чтобы вам было это легче сделать, на отдельной карточке вам предлагается иллюстрации этих животных, которые помогут выделить главное.
На работу вам отводится 7 минут. После чего пара должна будет представить результаты о проделанной работе в виде небольшого сообщения.
– Время, отведенное на работу закончилось.
– Как вы должны представить результаты своей работы?
– Мы должны подготовить небольшое сообщение о проделанной работе.
– Первым мы слушаем рассказ о белом медведе, все остальные должны быть внимательными, так как вы должны запомнить то, что вам расскажут.
– Спасибо. Молодец.
– А сейчас бы я хотела проверить, как запомнили другие ребята.
(задаются вопросы по тексту)
4. Физкультминутка
– Итак, мы с вами побывали на Северном полюсе. Давайте выделим приспособления животных к обитанию здесь:
- густой белый мех;
- перьевой покров;
- толстый слой подкожного жира.
Выделим приспособления животных к обитанию на Южном полюсе:
- перьевой покров;
- толстый слой подкожного жира.
– Почему у нас получилось, что приспособления практически одинаковые?
– Так как это самые холодные районы Земли.
5. Закрепление
– Откройте учебник, на стр.
– В каких самых холодных районах Земли мы сегодня побывали?
– Рассмотрите иллюстрацию, назовите животных.
– Прочтите вывод, который предлагает нам автор. Почему в этих районах живут разнообразные животные?
– Они хорошо приспособились к суровым условиям.
– На какой вопрос мы искали ответ сегодня на уроке?
– Как вы думаете, могут ли встретиться белый медведь с пингвинами?
– Нет, потому что они живут в разных районах.
– Правильно, потому что Северный полюс находится от Южного полюса на расстоянии 12 713 726 метров
Молодцы.
– Ребята, я нарисовала картину и назвала её «Северный полюс». Правильно ли я все сделала?
– А сейчас посмотрите на доску и назовите, кто изображен на иллюстрации.
6. Рефлексия
– Что понравилось на уроке?
– Что показалось сложным?
– Спасибо за урок, мне очень понравились, как сегодня на уроке работали….
7. Домашнее задание
– Напишите небольшое микросочинение о понравившемся животном.