Экология и энергосбережение
Тема: Экология и энергосбережение
Класс: 9
Цели:
формировать у учащихся привычки бережного отношения к энергоресурсам и электроэнергии
Задачи:
- определить положительные и отрицательные моменты в использовании традиционных и альтернативных источников энергии;
- развивать умение грамотного общения с энергетическими ресурсами;
- привлечение внимания к проблемам использования энергии, экономии энергии и энергоресурсов, охране окружающей среды.
Ожидаемые результаты:
Обучающиеся получат первоначальные представления:
- об электрическом токе и его роли в жизни человека;
- об энергии и энергоресурсах;
- о необходимости бережного отношения к энергоресурсам;
- о простейших способах экономии электрической энергии;
- будут применять изученные правила эффективного энергопользования в быту.
Ход урока:
Учитель:
Начинаю свой рассказ об экологии сейчас
Экология – наука очень интересная
И, поверьте, мне, ребята, очень всем полезная.
Надо знать, что загрязняет и природу отравляет,
И как правильно нам жить, чтоб природу сохранить. (Слайд 1)
Учитель: Обращаю ваше внимание на строки, выделенные жирным шрифтом. Кто скажет, какие объекты загрязняют окружающую природу?
Учащиеся: транспорт, заводы, карьеры, добыча нефти и газа, мусорные свалки. (Слайд 2)
Учитель: А может вы знаете какие природные ресурсы используют, например: транспорт, заводы электростанции?
Учащиеся: Нефть, газ, уголь, руду, и др.
Учитель: Кто подскажет, как добываются указанные ресурсы и сколько уходит средств, чтобы добыть, например, 1 тонну нефти. Посмотрим на экран. (Слайд 3, добыча нефти и угля в шахтах)
Учитель: Добыча нефти исчисляется в барралех . в1 баррель -156 л. при цене 42 дол. А в - 1000 л. барралей в 6,4 раза больше. Значит 156 х 6,4=268,8 дол. Перевести на рубли получится 268,8х66=17,740 руб. Как вы считаете это маленькая сумма? А ведь нужно не только добыть, нужно перевезти и переработать в бензин, керосин, солярку и др. продукты. Конечным продуктом крекинга является мазут, который сжигают в тепловых электростанциях, чтобы получить электроэнергию. Но сжигают также уголь, газ, чтобы мы с вами могли пользоваться энергией всегда и во всем.
Учитель: Сейчас я вас познакомлю с отходами при сжигании мазута. Обратите внимание на слайд 4.
При сжигании мазута выделяются сернистый (SO2) и серный ангидрид (SO3), оксиды азота (N 2O)(NO)(NO2), соединения ванадия (V2O5).
При сжигании угля выделяются сернистый и серный ангидрид, углекислый газ (CO2), летучая зола, фтористые соединения.
Самым чистым является газ, но его на все станции не хватает, поэтому используют чаще мазут и уголь. Для справки: что бы вы знали, на Краснодарской ТЭЦ применяют уголь, мазут и газ. И все вредные примеси улетучиваются в атмосферу. Так как, вам по душе примеси, выброшенные при сжигании? (Слайд 5.)
Учащиеся: Конечно, нет.
Учитель: Значит вы поняли, что данные ресурсы обходятся государству дорого, да при этом еще загрязняется окружающая природа. Надо задуматься о возможности использования других альтернативных источников энергии. Вспомните, какие природные ресурсы нас постоянно окружают и порой приводят к нежелательным последствиям?
Ученики: палящее солнце, ветры различной силы, течение рек, внутренняя энергия Земли, приливы и отливы, волны, биотопливо.
Учитель: А какие из них в нашем районе чаще наблюдаются?
Ученики: ветры западные и восточные.
Учитель:
Да, ветры частые у нас,
И очень сильные подчас.
Ведь в «Армавирском коридоре»
Могли бы станцию создать,
И получили б ток без горя,
А где еще дешевый взять? (Слайд 6)
Учитель: действительно в наших природных условиях можно создавать ветряные двигатели, но при этом нужно в первую очередь определиться — для каких целей будет нам служить ветряной двигатель, и сколько энергии мы рассчитываем от него получить.
Одни из самых легких конструкций ветровых электростанций — мощностью до 300 Вт. Такая переносная ветровая электростанция легко умещается в багажнике автомобиля, устанавливается одним человеком за считанные минуты и способна обеспечить зарядку мобильных устройств, обеспечить освещение и возможность посмотреть телевизор. Такую ветровую электростанцию можно взять с собой в дорогу или установить на даче. Двух-, пяти- или десяти киловаттные ветровые электростанции смогут обеспечить необходимым количеством энергии дом, коттедж, магазин, кафе, кемпинг, даже ферму, ресторан, гостиницу или строительную площадку. Излишки энергии аккумулируются и используются в периоды затишья или когда энергии нужно больше, чем дает ветер.
Ветровая электростанция мощностью 20 кВт производит количество энергии, достаточное для нескольких больших загородных домов, небольших поселков, баз отдыха и т.д. Несколько таких электростанций смогут обеспечить энергией даже завод.
Учитель: Как вы думаете, ветровые двигатели загрязняют природу?
Ученик: нет, ветровые электростанции не загрязняют окружающую среду, им не нужно топливо и, при определенных условиях, могут конкурировать с традиционными источниками энергии.
Учитель: Какой еще вид ресурса можно применить для получения электроэнергии в наших условиях?
Ученики: В связи с развитием животноводства, растениеводства, использованием бытовых отходов, подающихся разложению, можно применять биотопливо. (Слайд 7)
Учитель: Еще будут дополнения?
Ученик: можно построить ГЭС на Кубани, ведь рядом протекает река.
Учитель: Теоретически, да, но практически это невозможно, т. к. потребует очень больших затрат, а мы говорили об энергии дешевой, и той, производство которой не ухудшит нашу экологию.
И так, мы с вами затронули очень важный вопрос, связанный с производством энергии. Чтобы ее получить, необходимо приложить максимум усилий и немалые капиталовложения и только затем направить в жилые помещения, больницы, школы, на производства, освещение дорог, на транспорт и т д.
Учитель: скажите, пожалуйста, как мы с вами используем энергию, которую произвели порой дорогой и трудоемкой работой? Всегда ли мы ее экономим?
Ученики приводят примеры с комментариями учителя
- используем энергосберегающие лампочки;
Учитель: Светодиодные лампы – абсолютный лидер по качеству света, безопасности и энергосбережения. Экономия электроэнергии достигает 50% по сравнению с люминесцентными лампами и 90% -по сравнению с простыми лампами накаливания.
Срок службы светодиода достигает 50 000 часов, что в 100 раз больше срока службы лампы накаливания и в 10 раз больше срока службы компактной люминесцентной лампы. Светодиод прочен и стоек к механическому воздействию и вибрации. Светодиодная лампа, в отличие от люминесцентных ламп, не содержит ртути и других вредных веществ и не требует какого-либо специального уничтожения после использования, не мерцает, как люминесцентная лампа. Кроме того, светодиод – низковольтный электроприбор, который почти не нагревается, а значит электро- и пожаробезопасный.
- заклеиваем окна на зиму;
Учитель: Существует множество способов предотвратить потери тепла из дома. Многие примеры показывают, что в новых домах можно существенно снизить потребность в отоплении. Основным правилом является применение утепления, которое затрудняет проникновение тепла через поверхности. К тому же необходимо избегать сквозняков. Свежий воздух, поступающий в вентиляцию, должен нагреваться старым воздухом, выходящим из дома. Потери тепла не должны быть гораздо выше, чем “тепловые отходы” от разнообразных процессов в доме. Источниками таких “тепловых отходов” являются люди, осветительные приборы, а также различное оборудование.
Что можно сделать для экономии энергии
Эффективнее и легче всего самостоятельно повысить энергосбережение, устранив сквозняки из щелей, окон и дверей. В старые дома поступает гораздо больше холодного воздуха, чем требуется для вентиляции. Если сквозняк ощущается рукой, то это явно слишком много! Холодные сквозняки идут из щелей, неплотно закрывающихся окон и дверей. Хорошей привычкой является подготовка дома к зиме.
- выключаем свет при выходе из помещения;
- используем настольную лампу, бра, торшер в ночное время.
Учитель: Для семьи это немаловажно, но в масштабах страны эта экономия ничтожна, значит надо продумывать варианты, находить пути дальнейшего энергосбережения.
А ведь экономика всей страны построена на энергии.
Так что мы понимаем под энергосбережением?
- Рациональное использование энергии;
- эффективное использование энергоресурсов.
По подсчетам энергетиков:
- в промышленности можно сократить до 20 % энергии;
- на транспорте тоже в пределах 20 %;
- в быту до 30 %.
Учитель: Нам не хватает энергии, и чем дальше, тем острее. Не хватает потому, что мы пока что теряем ее на каждом шагу. Теряем на управленческом уровне, теряем на несовершенных технологиях производства и доставки энергии, теряем дома, не умея эффективно ее использовать. А планета истощена. Она стучится к нам землетрясениями и ураганами, зимними ручьями и летними морозами. А мы все лежим на старой-престарой печи, ждем, пока над нами лично не грянет гром... Но даже если представить, что мы вдруг чудесным образом отремонтировали все трубы, внедрили самые эффективные технологии, утеплились до невозможности... боюсь, нам все равно не хватит. Потому что одна проблема все-таки останется. Может быть, одна из самых главных. Это наш образ жизни.
Учитель: А теперь поиграем: «отгадай-ка»
- Во сколько раз энергосберегающие лампы могут снизить энергопотребление в квартире:
в 1,5 раза
в 2 раза
в 5 раз.
- Сколько процентов электроэнергии используется впустую, если зарядное устройство для сотового телефона оставлять включенным в сеть?
0%
65%
95%.
- Средняя стоимость производства одного кубометра воды равна стоимости:
добычи 1 кг угля
выработки 1 литра бензина
добычи 1 кг золота.
- В каком году в Европе будет наложен запрет на использование ламп накаливания:
2012 год
2015 год
2020 год.
Ответ 1. Замена ламп накаливания на современные энергосберегающие лампы, в среднем, может снизить потребление электроэнергии в квартире в 2 раза! Затраты на их приобретение окупаются менее чем за год.
Ответ 2.
Привычка оставлять оборудование в режиме «standby» (режим ожидания) сокращает ваш семейный бюджет. Выключение из сети телевизора, видеомагнитофона, музыкального центра позволит снизить потребление электроэнергии в среднем до 300 кВт•ч в год.
Ответ 3.
Средняя стоимость производства одного кубометра воды равна стоимости добычи 1 литра бензина.
Ответ 4.
Во многих странах Европы дни ламп накаливания уже сочтены. Европейцы полностью отказались от них еще в 2012 году.
Учитель: Проблема энергосбережения стала глобальной проблемой. Ведь не случайно последнюю субботу марта во многих странах проводится акция «Час Земли», когда в крупных городах отключают свет на час. В нашем районе она также проходила. Как вы думаете, почему? И будете ли вы в будущем в ней участвовать?
Ученики: чтобы люди поняли, как трудно жить без электроэнергии, а значит будем ее беречь.
Учитель: Учитель: Как вы считаете, можно подвести итог урока следующими утверждениями?
- Эффективное использование энергии - важный путь в решении экологической проблемы.
- Энергосбережение - задача каждого гражданина, живущего на планете, доме в котором мы живем!
Ученики: все согласились
Рефлексия:
Экология
Беречь энергоресурсы
Вместе ярче
Домашнее задание: подготовить буклеты по теме «Вместе Ярче»
Оставьте свой комментарий к работе, нажав на кнопку «Написать». Расскажите, что именно вас не устраивает в работе, а если вы считаете, что работа содержит ошибки и неточности – нажмите на соответствующую галочку в форме отклика.
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственность за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.