Что ждёт в будущем школьное образование?
Каждый год школьное образование немного меняется. Но грядут изменения, более глобальные, чем введение когда-то единого государственного экзамена. Однажды фундаментальные знания отойдут на второй план, а интернет успешно проникнет во все учреждения страны. Так какое же оно — образование будущего?«И швец, и жнец, и на дуде игрец»
С каждым годом мировое образование приходит к тому, что в вузах студенты будут осваивать не одну конкретную профессию, а получать целый спектр различных навыков, которые пригодятся им в дальнейшем. Существует мнение, что в будущем люди будут менять работу каждые три-пять лет. Согласно этому абсолютно логично, что человек должен обладать умениями нескольких профессий. Например, уже в наши дни, в Соединённых Штатах Америки при поступлении в университет студентами практикуется выбор сразу нескольких, часто абсолютно не связанных, направлений. После окончания учёбы выпускник получает либо одну из новейших профессий ( от синтеза полученных им знаний), либо пути для варьирования. Тогда как выпускник российского вуза имеет узкую направленность при выборе профессии, например выпускник-«учитель математики» может устроиться либо преподавателем математики, либо репетитором. Для освоения же новой профессии снова потребуются годы обучения.Как бы то ни было, стоит признать, что политика университетов уже начала меняться по всему миру. Лекции становятся открытыми, многие занятия факультативны, а студенты уже не останавливаются на выборе профессии «на всю жизнь». Университеты в России всё чаще присматриваются к европейскому опыту, а некоторые вузы уже начала поддерживать желание студентов сменить направление после бакалавриата. Такой «разброс в науках» помогает развивать междисциплинарность, а результатом обучения в нескольких направлениях становятся выпускники-специалисты, разбирающиеся сразу в нескольких сферах. Это полезно как и для самих будущих работников (больше вариантов для трудоустройства), так и для работодателей (квалифицированные специалисты).
«Деятельность — единственный путь к знанию»
(Б. Шоу)Каким бы ни было школьное образование, оно никогда не сможет полностью удовлетворить потребность всех своих учеников в получении знаний и умений. Всегда хочется научиться чему-то, чему нет места в школе, или более углублённо изучить понравившуюся дисциплину. В подобном случае на помощь приходит дополнительное образование.
Получать дополнительное образование на различных курсах, обучать чему-то новому на тренингах, впитывать свежую информацию на семинарах однозначно полезно всем. Учащийся не только открывает для себя нечто новое, но и получает дополнительные «бонусы» при устройстве на работу. Даже если пройденные курсы не имеют прямого отношения к желаемой вакансии, они всё равно указывают на стремление человека получать новые знания и не стоять на месте. Владение иностранным языком актуально для большинства топовых профессий, искусство тайм-менеджмента («управление временем») полезно во все времена, даже сертификат по окончании курсов по диетологии (в случае, если это не желаемая профессия) покажет, что у учащегося есть увлечения и ему небезразлично здоровье его самого и близких.
Множество лекций в университетах уже сейчас проводится в онлайн-режиме. У данного новшества есть как положительные, так и отрицательные стороны. С одной стороны, студент из любого города (да что там города — страны!) может прослушать желаемый курс лекций в комфортной обстановке, буквально не выходя из дома. С другой же стороны, далеко не каждый студент с этим справиться. Для дистанционного самостоятельного обучения необходимы такие качества, как дисциплина, самоорганизация, чёткое осознание своих действий и намерений. При обучении под контролем со стороны преподавателя студенту обучаться легче — педагогическое давление «мотивирует» ученика выполнять все домашние задания. Без такого «учительского контроля» многие учащиеся теряются, расслабляются и, в итоге, бросают курс.
Ещё одной новинкой в сфере получения знаний стало так называемое «обучение в толпе» — обмен информацией и личным опытом между участниками вне образовательных учреждений. Например, существуют онлайн-сервисы, предлагающие изучать иностранные языки в общение с носителем. После регистрации на сайте, задав некоторые данные (родной язык, практический язык, пол и возраст), можно выбрать для себя компаньона по изучению языка. Таким образом происходит «языковой обмен» — вы учите напарника вашему родному языку, а он учит вас своему. (Подробнее о лингвистических сервисах — здесь.)
Существует и довольно-таки нетривиальный формат обучения, созданный в характере великолепной фразы Томаса Эдисона: «Идти к цели через опыты и учиться на ошибках». Суть подобного обучения состоит в том, что путь к верному ответу пролегает через ошибки, а не зазубривание правил. Совершение ошибок, их разбор, понимание верного пути, поиск — и только тогда получение верного ответа.
«Технология — это то, чего не было, когда вы родились»
(А. Кей)
В эпоху цифровых технологий общеобразовательные учреждения не могут оставаться в стороне от этих самых технологий. Как показывает мировая практика, так или иначе но все школы проходят через «цифровизацию». Главное, использовать технологии с умом, а не отказываться от проверенного годами опыта в пользу новомодных гаджетов. Как верно заметила Сатья Наделла, главный исполнительный директор корпорации Microsoft: «Технологии дают возможность делать великие вещи. Вы должны быть оптимистично настроены в отношении того, что технология может сделать в руках человека».
Говорить о цифровизации по всей России сейчас ещё слишком рано. В некоторых региональных школах нет вообще компьютерных классов, что уж говорить о проведении туда интернета. Однако в ушедшем 2018 году правительство приняло два значительных национальных проекта: «Об образовании» и «Кадры для цифровой экономики». В них отражены положения по повышению квалификации педагогического состава, приобретению цифрового оборудования и проведения интернета в школы. К тому же, предстоит нейтрализовать такую важную проблему, как региональное технологическое неравенство.
«Технология — это независимая переменная цивилизации»
(С. Лем)
К счастью, современный уровень цифровизации общества достиг того уровня, что отсутствие интернета или компьютеров в стенах школы ещё не означает полное отсутствие технологий в классе. Практически у каждого учащегося есть личный смартфон, который неизменно приносится в школу. Что происходит дальше — зависит от учителя и политики школы.
Одни преподаватели считают, что телефонам нет места на занятиях. И вот, в классных комнатах то тут, то там появляются коробочки и специальные ящики для «сбора» гаджетов на время занятий.
Другие же преподаватели поступают «хитрее». Технологии, вызывающие интерес у школьников можно и нужно использовать во благо обучения! Существует множество образовательных сервисов и приложений, которые в интересной и игровой форме помогут дополнить урок во время школьного занятия. Например, всем известная таблица Менделеева может выглядеть совсем не так, как мы привыкли. Более того, современные приложения для смартфонов и планшетов позволяют не только изучать химические элементы, но и просматривать видео, проходить тесты на закрепление материала и даже играть! (Подборка бесплатных приложений и сервисов для изучения Периодической таблицы Менделеева — здесь).
Для повышения вовлечённости преподаватель может изменить и формат самого занятия — вместо обычного урока провести викторину, а смартфоны станут помощниками в организации мероприятия. Задания на самый быстрый поиск верного ответа, прохождение онлайн-теста, поиск нужной фотографии и т.п. — выбор «квестов» огромен и ограничивается только фантазией учителя.
На сегодняшний день глобальная информатизация проникает в школы не только с подачи правительства и руководства, но и по желанию учеников. Школьники, использующие все блага цифровой эпохи, неизменно привносят (и приносят с собой в школу) в обучение нечто новое, что для педагогов «старой закалки» кажется резко отрицательным. Однако невозможно скрыться от прогресса, поэтому задача преподавателя выбрать нужное и лучшее, и использовать это во благо обучения. Цифровые технологии так или иначе достигнут всех учреждений страны, поэтому учителям необходимо идти в ногу со временем, повышать собственную квалификацию, изучать новые технологии, казавшиеся раньше неважными и, даже, нереальными. Согласившись с основателем корпорации Microsoft Биллом Гейтсом, изрекшим, что «технологии — это всего лишь инструмент», должно добавить, что только человеку решать, как именно воспользоваться этим инструментом.
#ADVERTISING_INSERT#