Что нужно знать учителю в XXI веке? Восемь практических советов
...Так какой же он, педагог XXI века? Он должен постоянно учиться, осваивать современные технологии, быть увлеченным идеей профессионального развития и, кроме всего прочего, отлично знать свой предмет. Создается впечатление: чтобы приобрести знания и навыки современного педагога, учитель должен взять академический отпуск на пару лет, чтобы обучиться всем тонкостям своей изменившейся профессии. Однако, оказывается, есть учителя, которым удается быть действительно современными педагогами — и при этом тратить всего полчаса в неделю на саморазвитие. Своими лайфхаками делится с российскими учителями Вики Дэвис — учительница средней американской школы и автор блога, который входит в топ-50 блогов об образовании.Вики называет себя не просто учителем, а скорее собственным директором по развитию, инженером-технологом преподавательского дела. Сначала она обратилась к аудитории:
— Сколько учителей из присутствующих считают, что у них слишком много работы? Практически все. Ну да, сложно претворять инновацию в жизнь, если у тебя так много работы. Но это возможно!
Вот рецепт успеха для учителей, к которому Вики пришла собственным опытным путем:
1. Стать хозяином самому себе. Не дела управляют учителем, а учитель — делами. Только мы решаем, какими мы будем, к какому результату придем.
2. Тропой черепахи. Вики уверена: если мы не можем сделать все и сразу — ничего страшного, давайте сделаем чуть-чуть, кое-что, привыкнем добиваться цели медленно, совершая мелкие незаметные шаги.
— Я меняю мир вокруг меня постепенно, маленькими шажками, как черепашка! — рассказывает Вики.
3. 30 минут в неделю на учебу. Мы, учителя, очень заняты — но хотя бы немного времени можно выделить на самообразование, на освоение новых технологий. Я приняла решение посвящать учебе всего по пятнадцать минут два раза в неделю: это мало, но этого достаточно, чтобы совершить маленький «черепаший» шажок.
4. Три больших цели. Три — и не больше! Если их будет много, вы не сможете реализовать ни одну. Пусть их будет меньше, но они будут весомыми и будут полностью занимать ваши мысли. А вот закапывать себя в полезной информации — не полезно и ни к чему не приведет.
— В свое время я привозила с конференций по пятьдесят классных идей и инициатив, которые хотела реализовать у себя в классе. И угадайте, сколько из них я реализовала? Ни одной. А все потому, что их было слишком много.
Оставайтесь с нами! Зарегистрируйтесь, чтобы узнавать первыми о публикации свежих статей, новостных материалов и об анонсах интересных мероприятий.
5. IT с умом. Используйте информационные технологии — но только такие, которые нужны для достижения вашей цели. Подумайте, чего вы хотите добиться — и подберите нужные технологии.
— Лично я хотела, чтобы в классе у меня была коллаборация, работа сплоченной команды, сотрудничество — для этого потребовалась блогосфера. И еще: если вы хорошо разбираетесь в компьютере и гаджетах, старайтесь уважительно относиться к тем, кто пока только осваивает компьютерные технологии.
6. Стройте горизонтальные отношения. Один из первых реализованных проектов Вики — «плоский класс» — провозглашал горизонтальные, доступные отношения между участниками образовательного процесса. Площадка, где все могут учить всех и делиться полезной информацией с кем угодно.
— Моим проектом руководила шестнадцатилетняя школьница — сейчас она уже делает свою карьеру, и она один из ведущих фермеров в области, — рассказывает Вики.
— Я просила своих учеников научить меня и моих коллег пользоваться википедией. Оказывается, эти мальчики и девочки могут научить учителей многому — главное разрешить им!
7. Не бойтесь завышенных ожиданий. Ваши студенты будут делать то, чего вы от них ждете. А вот выше ваших ожиданий они никогда не поднимутся — поэтому ждите от них большего!
Читайте ещё:
- Образование в поисках «третьего учителя»
- Имеет ли право учитель собирать телефоны учеников перед уроком?
- 10 советов молодым учителям
- Особенности работы учителя начальных классов в 2018/2019 учебном году
- Конфликт между учителем и учеником: кто прав?
Вики рассказала российским учителям об одном контролируемом эксперименте: трем учителям сказали, что они лучшие учителя в районе, что им дадут классы отобранных, самых умных и способных учеников. Спустя несколько недель оценки в этих экспериментальных классах поднялись на 20-30 процентов. На самом же деле учителя действительно были лучшие, а ученики — совершенно обычные, отобранные случайным образом. Поэтому не стоит пенять на то, что ученики вам достались слабые: вы достаточно сильны, чтобы победить с тем, что имеете.
8. Социальное взаимодействие. Почему стоит быть милыми с учениками? Потому что отношения с педагогом — это важный фактор успешности учащегося. К тому же, кто согласится учиться у того, кто ему неприятен? Работа учителя — быть с детьми, знать об их жизни и интересах.
9. Никакого негатива. Ни в коем случае нельзя пускать в свою жизнь нытье, жалобы, заостряться на отрицательных моментах, прогнозировать одни только плохие последствия. Иногда стоит просто прекратить общение с человеком — особенно если вы чувствуете, что он живет в негативе. Общайтесь с сильными, хорошими людьми, которые вас вдохновляют и настроены позитивно. Где их найти? Да хотя бы в Интернете: весь мир доступен вам, особенно если вам доступны новые информационные технологии.
Помните про самовыполняющееся пророчество. Когда вы говорите ученикам, что они ничему не научатся и станут уголовниками, вы приближаете их к этой судьбе. Когда говорите, что вы верите в них, что они станут специалистами мирового класса — они делают уверенный шаг в сторону успеха.