Что такое «Национальный корпус русского языка» и чем он полезен?
«Национальный корпус русского языка»: что это такое и как использовать его в школе?
Национальный корпус русского языка — это интернет-сервис, в котором собраны художественные (6 308) и нехудожественные (70 574) тексты: от древнерусских посланий с берестяных грамот до современных инструкций к бытовым приборам. Именно здесь можно подобрать емкие примеры и интересные материалы для новых заданий. В чем отличие от Google или Yandex? Все слова в базе имеют лингвистическую разметку: род, падеж, лицо, залог и так далее. За счет этого поиск можно проводить по множеству характеристик.
Изначально сайт для того и задумывался. Функции позволяют отыскать конкретные словосочетания и их вариации, контексты. Доступен даже поиск по произведениям классиков. Например, всего за минуту-две можно собрать все стихи, в которых А.С. Пушкин обращался к школе в том или ином значении. Для этого заходим в поэтический раздел, выбираем автора, переходим к странице поиска, задаем слово «школа», а в грамматических признаках выделяем все падежи, единственное число и множественное число. Получаем: «...Наших деток в шумной школе / Раздавались голоса...», «...Вот время: добрые ленивцы, / Эпикурейцы-мудрецы, / Вы, равнодушные счастливцы, / Вы, школы Левшина птенцы,...» и другие.
Пользователям предложен также «Частотный словарь», учитывающий значения коэффициента D (А. Жуйана) — он полезен при проверке эссе, научных работ. Есть ссылки на параллельные проекты на английском, французском, китайском, эстонском, бурятском и других языках.
НКРЯ экономит время учителя и помогает решать на уроках самые разные задачи. Хотите поработать с паронимами? Найдите отрывки с заданными словами и вставьте их в учебные материалы, сделав пропуск на месте паронимов. «Руководитель департамента ____________ (представил) возможности и перспективы» / «Музей ___________ (предоставил) помещение для церемонии» / Сегодня управляющий должен ____________ (представить) список дворовых.
Здесь же можно подобрать варианты употребления архаизмов, пополнить пассивный словарный запас («Отрадно видеть ваши очи», «Брадобрей обрадовался, что солдаты могут бриться сами»). Или — наоборот — проанализировать свежие выражения.
Занимательные исследования
«Клево»
Ruscorpora.ru радует увлекательным наглядным материалом не только учителей русского, но и других преподавателей. Возьмем слово «клево» и посмотрим частому его употребления с 1800 по 2010 годы. Для этого на сайте есть раздел «Графики». Получаем следующий результат:
Мы наблюдаем всплеск интереса во второй половине позапрошлого века! Откуда он взялся и как он связан с настоящим? Вопрос к истории. Дело в том, что в то время большое распространение имела профессия офеней. Коробейники считали себя закрытым обществом и даже сформировали собственный, мало кому понятный язык.
Переведем несколько известных пословиц — как они звучали у офеней:
- Кто не работает — тот не ест. — Кчон не мастырит, тот не бряет.
- Без труда не выловишь и рыбку из пруда. — Без мастыры не подъюхлишь и псалугу из дрябана.
- Прошел огонь, воду и медные трубы. — Прохлил дрябу, дулик и фильные фошницы.
- Ни кола, ни двора. — Ни брута, ни рыма.
- Муж и жена — одна сатана. — Муслень и елтона — ионый кульмас.
Позже часть слов перекочевала в криминальный жаргон, а следом — в молодежный сленг («по приколу», «отмазать», «не канает» и др.).
«Превед медвед»
Сегодня много говорится о развитии нашего языка, об изменении его норм в соответствии с социальными запросами. Быстрый анализ позволяет доказать, что далеко не все модные выражения относятся к логичному развитию стиля и способны пройти испытание временем. Возьмем популярный еще недавно «падонкаффский» («олбанский») язык и отследим частоту употребления фразы: «Превед медвед» (с 1800 по 2019 гг).
График показывает резкий подъем интереса в 2006 году и такой же резкий спад в 2014-м. «Превед медвед» и другие «падонкаффские» выражения («Аффтар жжот», «Эта пять» и т.д.) показали свою несостоятельность, хотя и были широко распространены в определенный период. Конечно, в силу нарочито-неправильного написания они навряд ли вошли бы в официальные словари, но история их популярности очень показательна.
Методические советы:
Идеи заданий
- Ответьте на вопрос: меняли ли свою родовую принадлежность слова путь, степень, ступень, ставень? Если да, когда это произошло?
- Проверьте, в каких контекстах можно употребить: ротозей, гоготать, обмишуриться.
- Выберите по 20 оценочных прилагательных с положительной и отрицательной коннотацией.
- Отследите, когда появилось понятие фиолетовый и когда — сиреневый в значении цвета.
- Докажите, что «талантливый» и «даровитый» не всегда являются синонимами.
- Проверьте гипотезу: когда глагол согласуется с количественной группой («три спортсмена», «много девочек», «сколько-нибудь ручек»), то выбирается форма множественного числа, если существительное в количественной группе — одушевленное (пришли два школьника), и форма среднего рода единственного числа, если — неодушевленное (упало несколько книг).
- Дайте запрос: «белый + существительное». Разграничьте свободные словосочетания и фразеологизмы.
- С помощью сервиса Advego или K50 проведите лемматизацию трех текстов. Определите частоты встречаемости слов с использованием частотного словаря, сделайте вывод об авторстве путем сравнения.
Современный лингвист Нина Добрушина отмечает, что во многих учебниках по предмету «Русский язык» большинство упражнений содержат примеры из XIX века, 30% текстов относится к литературе 20-го века, остальное сконструировано автором. Но школьнику важно изучить нынешний стиль письменной речи. Сервис НКРЯ помогает найти золотую середину между неактуальной классикой и языком социальных сетей.
#ADVERTISING_INSERT#