Значения заимствованных слов
- наблюдать за исконными и заимствованными частями слов; работать с толковым словариком
- заимствованные слова, значения заимствованных слов, исконные слова
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Организационный этап урока | Учитель в своем вводном слове обсуждает с учениками задачи на урок. |
2 | 2. Актуализация имеющихся знаний | Рубрика «Давай подумаем» организует наблюдение за заимствованными частями слов; способствует расширению словарного запаса учащихся. Выполняется фронтально. Ученики дают свои толкования слов библиотека, фотография, микроскоп, телеграмма, астронавт, агроном. Если слово им не знакомо, учитель предлагает определить его значение, опираясь на смысл каждой части слова, например: «Слово фотография состоит из двух частей: фото — „свет“, графо — „писать“. Значит, слово „фотография“ называет то, что „написано“, зафиксировано с помощью света». После этого можно спросить учеников, знают ли они, как получается фотография, и кратко объяснить, что на плёнке изображение создаётся с помощью светового луча, действительно как бы написано светом. По такому же образцу проводится работа с остальными словами. Значения слов, кроме астронавт, агроном, приведены и в толковом словарике в конце учебника, что позволяет организовать работу со словарём. По усмотрению учителя можно в качестве дополнительного задания предложить ученикам вспомнить слова, имеющие такие же корни, и привести свои примеры: фотоаппарат, телескоп (значение корня теле- даётся в толковании слова телеграмма). |
3 | 3. Этап усвоения новых знаний | Рубрику «Тайны языка» читает учитель или хорошо читающий ученик, в ней обобщаются результаты наблюдения. |
4 | 4. Закрепление изученного материала | Упражнение 1 в учебнике — наблюдение за значением заимствованных слов; расширение словарного запаса учащихся. Выполняется фронтально (в классах с высоким темпом работы может быть предложено для самостоятельной работы с последующим обсуждением). |
5 | 5. Закрепление изученного материала | Упражнение 2 в учебнике (по выбору) — расширение словарного запаса учащихся. В классах с невысоким темпом работы может не проводиться. Ученики должны записать три слова: оркестр, дирижирует, маэстро. Сначала организуется обсуждение значений слов. Если значения слов детям не известны, они работают с толковым словариком. Значение слова дирижирует ученики должны определить, опираясь на приведённое в словарике слово дирижёр. |
6 | 6. Закрепление изученного материала | Упражнение 3 в учебнике (по выбору) — наблюдение за значением заимствованных слов; расширение словарного запаса. Выполняется фронтально. |
7 | 7. Закрепление изученного материала | Упражнение 4 в учебнике (трудное) — самостоятельная работа с заимствованными словами, обогащение словарного запаса учащихся. Выполняется фронтально в классах с высоким темпом работы или как самостоятельное задание предлагается хорошо подготовленным ученикам. В слабых классах может не проводиться (не рекомендуем предлагать это упражнение для домашней работы). Прежде всего необходимо выяснить, знают ли ученики значения слов. Если значения каких-то слов ученикам не известны, следует обратиться к толковому словарику. При фронтальной форме проведения упражнения можно предложить ученикам создать общий текст. Ученики составляют с данными в упражнении словами предложения, учитель записывает их на доске, предложения редактируются, а затем готовый текст записывается в тетрадях. |
8 | 8. Закрепление изученного материала | Упражнение 5 в учебнике (по выбору) аналогично упр. 1. Выполняется письменно в парах. Не рекомендуем предлагать это упражнение для домашней работы, так как в толковом словарике учебника нет толкований данных слов. |
9 | 9. Рефлексия | Учитель подводит итоги работы на уроке. |