Значения приставок
- Учить определять значения приставок; образовывать родственные слова с помощью различных приставок; тренировать в выделении приставок
- приставка, омонимичные приставки, совершенствование графического навыка
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Организационный этап урока | В начале урока учитель просит учеников догадаться по характеристике (описанию), о какой части слова идёт речь: «Эта часть слова стоит перед корнем, имеет значение и служит для образования новых слов». |
2 | 2. Закрепление изученного материала | Упражнение 1 в учебнике — поиск родственного слова с нужной приставкой, знакомство со значением приставки у-. Образование слов отрабатывается фронтально, устно, запись — самостоятельно. |
3 | 3. Закрепление изученного материала | Упражнение 2 (работа в паре) в учебнике — наблюдение за приставками, схожими по звучанию, но разными по значению (омонимичные приставки раз-; термин не употребляется), анализ значения слов, развитие внимания к оттенкам (нюансам) смысла. Выполняется письменно, в парах, с последующей проверкой. Ученики должны прийти к выводу, что в словах разные приставки (они имеют разное значение): разбить, разорвать, распилить, разломить, разгрызть — приставка раз- имеет значение «поделить на части, направить в разные стороны, разъединить»; распрекрасный, разлюбезный, развесёлый — приставка раз- имеет значение «самый, очень». |
4 | 4. Закрепление изученного материала | Упражнение 3 в учебнике — нахождение слов, от которых образованы слова с приставкой, объяснение значения слова через слово, от которого оно образовано, знакомство со значением приставок без- / бес-. Значение приставок выясняется фронтально, устно. Возможные ошибки. Неверное объяснение значения слов бессердечный (без сердца), бескрайний (без края), связанное с буквальным толкованием. Помощь. Работа над значениями данных слов (можно сообщить ученикам, что со словами, содержащими переносное значение, они познакомятся на следующих уроках). |
5 | 5. Закрепление изученного материала | Выполняется фронтально, устно упражнение 4 (по выбору) в учебнике — образование новых слов с помощью приставки не-. Возможная трудность. В предпоследнем и последнем предложениях ученики могут присоединить не к глаголу. Этот вариант не противоречит смыслу предложения. («Зрители не уходили из зала, потому что фильм был интересный»). Однако ученики ещё не знают правила о правописании не с глаголами. Следует объяснить, что в этом случае не является не частью слова — приставкой, а отдельным словом и пишется раздельно. Помощь. Обратить внимание учеников на рубрику «Подсказка», которая поможет не допустить ошибки. |
6 | 6. Закрепление изученного материала | Упражнение 5 (по выбору) в учебнике — нахождение в словах приставок. Выполняется в парах письменно. Учитель просит родственные слова объединять в группы. Запись: задумала; отрезала, изрезала; шить, сшить; примерила, отмерила Возможная трудность. Написание последней пары родственных слов. Помощь. Перед записью прочитать всем классом выделенные слова орфографически. |
7 | 7. Закрепление изученного материала | Упражнение 6 в учебнике — тренировка в объединении родственных слов, образованных с помощью различных приставок. Первые две группы (...нести ...ползти) составляются и записываются в классе, составление оставшихся групп предлагается как домашняя работа. Учитель просит учеников перебирать все варианты, последовательно подставляя предложенные в упражнении приставки, но записывать только существующие в русском языке слова, например: «Вползти — такое слово есть, записываем; „подоползти“ — такого слова нет, не пишем». И т. д. Дополнительное задание (для классов с высоким уровнем подготовки). Объяснить, почему в одном случае присоединяется приставка от-, а в другом — ото-. В качестве подсказки можно выделить первые звуки корней, к которым присоединяются приставки: если корень начинается с двух согласных звуков, то присоединяется приставка ото-, чтобы избежать неблагозвучного скопления согласных (отогнать); если в корне после согласного следует гласный, то присоединяется приставка от- (отлететь). |
8 | 8. Закрепление изученного материала | Дополнительная работа. Прочитать записанную на доске считалочку. Выписать подчёркнутые слова и выделить в них приставки. Мирная считалочка На дороге, у развилки, Повстречались две дразнилки. Повстречались, подразнились, Не сдержались — и сцепились! Прибежали разнималки — Помешали перепалке. И к развилке на кобылке Прискакали две мирилки. Прекратилась перепалка, И тогда пришла считалка. Раз — два — три — четыре — пять — Хорошо друзей считать! (М. Яснов) Возможная ошибка. Выделение приставки под- в слове подразнились. Помощь. Попросить назвать слово, от которого образовано слово подразнились (образовано от слова дразниться, значит, в слове приставка по-). |
9 | 9. Словарная работа | Записать слова хорошо́, что; найти непроверяемые орфограммы; подобрать и записать родственные слова; составить и записать предложения со словами хорошо́, что. |
10 | 10. Каллиграфическая минутка | Проанализировать особенность соединений строчных букв в сочетаниях сее, еме, еял. Прописать данные буквосочетания. |
11 | 11. Рефлексия. Домашнее задание | Учитель подводит итоги работы на уроке. Домашнее задание. Упражнение 6 в учебнике (с. 148) — предлагается составление и запись оставшихся групп слов (…тащить, …водить, …гнать, …дуть, …скакать). |