Живопись. Первый год обучения
Становление руки, выработка собственного взгляда и стиля в рисунке невозможны без сложной и трудоемкой, но такой интересной академической работы в художественной школе с самого начала художественного обучения. Поговорим о первом учебнике нового УМК «Рисунок», который раскрывает азы приемов изображения, техник и построения рисунка.Наш разговор посвящен новинке, которая вышла в издательстве «Просвещение» и посвящена первому году освоения рисунка. Учебно-методический комплект разработан по заказу Минкультуры специально для учеников художественных школ, школ искусств и общеобразовательных школ с углубленным изучением образовательной области «искусство».
- первый комплект, который реализует дополнительную предпрофессиональную программу в области изобразительного искусства;
- соответствует федеральным государственным требованиям к реализации предпрофессиональных программ «рисунок», «живопись», «декоративно-прикладное творчество», «дизайн» и «архитектура».
- Учебное пособие.
- Рабочая программа.
- Методическое пособие для преподавателей (на сайте издательства).
Авторы учебника — Ирина Владимировна Ловцова и Игорь Иванович Корнеев — опытные педагоги и заслуженные деятели в области изобразительного искусства. Их профессиональный стаж и экспертный подход легли в основу содержания книги.
Само содержание разбито на разделы, а разделы поделены на темы. Задача учебника — научить ребят видеть, понимать и, наконец, изображать трехмерную форму на двухмерном пространстве листа. Для этого важно использовать теоретические и практические навыки, а также научный подход, ведь практика без теории вряд ли возможна. Композиция, построение формы, перспектива, распределение света, светотень, навыки графического приема изображения — обо всем этом необходимо сначала прочитать.
В УМК «Рисунок» заключены несколько задач:- Технические
- Академические
- Композиционные
- Орнаментальные
Рисунок. Первый год обучения. Учебное пособие для дополнительного предпрофессионального образования
Структура теоретической части
К каждой теме выбран эпиграф, который предваряет ее изучение. Обычно в роли эпиграфа выступает цитата известного художника или деятеля искусств, которая логически открывает те перспективы, которые мы увидим в тексте учебника:
«Рисовать — значит видеть пропорции».
Учебник содержит большое количество иллюстраций, на которые можно опереться при переходе от теории к практике.
Научное обоснование тех или иных явлений и приемов работы предполагает наличие определений, понятий. Помимо этого в книгу включены всевозможные заметки — исторические, научно-популярные и просто любопытные, а в конце темы приведены вопросы и задания, направленные на освоение или проверку знаний.
Структура практической части
Цветные иллюстрации в книге важны, ведь рисунок невозможно воспринимать в черно-белом изображении: необходимо видеть шероховатость линий, слои, технику штриховки и растушевки, понимать, как работают разные по твердости материалы.
Практическую часть предвосхищает предисловие. Затем подробно описаны этапы работы. Преподавателю важно видеть и чувствовать, что ребенок понимает, как нужно работать, чтобы увидеть результат своего труда.
Помимо линейного рисунка, который выполняют ученики, мы увидим еще и техническую задачу. Этот этап включает в себя работу тоном и правила выполнения этой работы. Затем композиционные построения, задания для самостоятельной работы. В заключении книги — словарь с терминами, которые необходимо усвоить ученикам.
Типология заданий в учебном пособии
Тренировочные задания на закрепление навыков владения:- линией;
- нажимом карандаша;
- штриховкой;
- глазомером и т.д.
- длительный и краткосрочный рисунок;
- наброски и зарисовки.
Выразительные средства:
- линия;
- штриховка;
- тушевка и т.д.
Задания на владение принципом выбора техники исполнения
Рисунок:- простых предметов
- предметов, различных по тону
- сквозной, с одной или двумя точками входа
- объема силуэта
По назначению:
- учебные.
Тренировочные упражнения направлены на усвоение технических приемов: проведение линий, деление линий на отрезки, чтобы разработать глазомер, выполнение штриховки (ведь необходимо удерживать амплитуду руки, уметь рисовать прямые, изогнутые линии и плоские предметы).
В линейном построении важна не только сама форма, но и тональная штриховка.
А вот линейно-конструктивное построение ставит перед учениками задачу перейти от простого изображения предмета к изображению его объема, то есть проанализировать предметную форму. Этот тип построения позволяет видеть объем, форму и положение предмета в трехмерном пространстве.
Дальше вместе с учениками начинаем осваивать линейно-конструктивный рисунок с легкой теневой проработкой. С помощью такой техники мы анализируем пропорции, строение, и в итоге видим, как из простых геометричесикх тел создать изображение животных, птиц или человека. На этом этапе мы смотрим на рисунок не как на создание живописного изображения, а как на предмет анализа, некую конструкцию, которую нужно изобразить на плоскости.
Задания на освоение разнообразных художественных материалов и техник, передача материальности
Ребята будут учиться изображать различные структуры материалов: плюш, перо, вещественные предметы, а позже, уже в старших классах, — металлы, керамику, дерево. Для этого важно знать, какие материалы использовать при создании рисунка — твердые или мягкие.
В учебнике материал собран от простого к сложному и структурирован так, что по нему можно работать не только с преподавателем в художественной школе, но и самостоятельно. Каждая книга разбита по годам и является той базой, которую каждый ученик должен освоить за один год обучения.