Жёсткость воды. 9 класс. Конспект урока
Цель урока: формирование представлений о жёсткости воды, её видах и способах устранения жёсткости;
Задачи образовательные:
- сформировать понятийный аппарат обучающихся о жёсткости воды через запоминание терминов и логических схем;
- закрепить знания о способах устранения жёсткости.
Задачи развивающие:
- способствовать развитию познавательного интереса обучающихся через интеграцию естественных наук;
- развивать практические умения через экспериментальную деятельность;
- развивать умения работать в группе.
Задача воспитательная: способствовать воспитанию бережного отношения к водным богатствам Земли.
Учебник: Кузнецова Н.Е. Химия: 9 класс: учебник для учащихся образовательных организаций/Н.Е. Кузнецова, И.М. Титова, Н.Н.Гара – М. : Вентана-Граф, 2014.
Познавательные УУД
Общенаучные универсальные действия:
- Поиск и выделение необходимой информации;
- Структурирование знаний;
- Знаково-символические действия.
Логические универсальные действия:
- Анализ объектов с целью выделения признаков;
- Синтез – составление целого из частей.
Регулятивные УУД
- Контроль и коррекция – внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия;
- Оценка – выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить;
- Саморегуляция – способность к мобилизации сил и энергии к волевому усилию и преодолению препятствий.
Коммуникативные УУД
- Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
- Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- Владение монологической и диалогической формами речи.
Личностные УУД
- Оценивание содержания изученного материала, исходя из социальных и личностных целей;
- Умение формулировать собственную позицию.
Средства обучения
- материально-технические: телевизор, интернет-ресурс, лабораторное оборудование, вещества (вода, моющее средство).
- информационные: программы для групповой работы, видеофильм, опорные сигналы, информационные карты для домашнего изучения.
Структура урока
I. Организационный этап (1-2 минуты)
II. Вызов (5-7 минут)
Установление темы и цели урока
III. Осмысление (20 минут)
Организация групповой работы по поиску информации и проведению эксперимента и обсуждение результатов работ в группах
IV. Инструктаж по выполнению домашнего задания (8 минут)
V. Рефлексия (7 минут)
Ход урока
I. Мотивация учебной деятельности
В начале урока высказывание добрых пожеланий ученикам для успешной работы под девизом «С малой удачи начинается большой успех!»
II. Вызов
Тему урока определим просмотрев слайд. На слайде изображены картинки: спираль чайника с накипью, мытьё рук мылом, варка овощей в кипящей воде и упаковка Calgon.
– Что объединяет эти картинки?
– На всех картинках происходит действие с участием воды.
– О каких свойствах воды идёт речь?
– Вода бывает жёсткой.
– Как понимать выражение «жёсткая вода»?
– Возможно, речь идёт об особенном составе воды?
Далее идёт размышление о том, с чем могут контактировать грунтовые воды. Тема «Жёсткость воды» идёт после темы «Щелочноземельные металлы». Вода может проходить через минералы – известняки. Если в ней растворён углекислый газ, то известняки частично растворяются в воде.
Целеполагание
Итак, тема урока нами определена. Это «Жёсткость воды». Чего мы хотим добиться на уроке? Что узнать? Чему научиться?
– Узнать, вредна ли жёсткая вода.
– Каков состав жёсткой воды?
– Можно ли устранить жёсткость?
Составляем кластер целеполагания урока
Этот урок является продолжением темы «Металлы».
В ходе работы на уроке мы постараемся доказать жёсткость водопроводной воды и устранить её. От каждого из вас зависит наш общий результат.
III. Организация работы в группах
Внимательно ознакомьтесь программой для работы в группах: «Биологи – исследователи»; «Химики – исследователи»; «Экологи –исследователи»; «Физики – исследователи».
Памятка для работы тьютора:
Главная твоя задача – организовать работу группы.
- Заполни бланк участников твоей группы.
- Важно! Распределить задания между всеми участниками группы, это даст возможность каждому проявить себя и в то же время быстрее решить общую задачу.
- Перед выполнением лабораторных опытов ознакомь всех с инструкцией по технике безопасности.
- По окончании работы необходимо выбрать того (1-2 человека), кто будет презентовать ваши результаты.
- Во время презентации и обсуждения результатов внимательно слушайте всех выступающих – уважайте своих одноклассников!
- Оцени работу каждого члена группы.
Программа для работы в группе «Биологи-исследователи»
Цель работы: доказать, что вода обладает уникальными свойствами.
Задание 1. Работа с информационными источниками для поиска ответа на вопросы:
- Какую воду рекомендует пить Всемирная организация здравоохранения? К каким проблемам со здоровьем приводит употребление жёсткой воды?
- Как природные грунтовые воды приобретают соли жёсткости?
Задание 2. Провести опыт по сравнению водопроводной и дистиллированной воды по способности образовывать мыльную пену.
Программа для работы в группе «Химики-исследователи»
Цель работы: доказать, что вода обладает уникальными свойствами.
Задание 1. Работа с информационными источниками для поиска ответов на вопросы:
- Соли, каких металлов приводят к появлению жёсткости воды?
- Каковы свойства и признаки жёсткой воды?
Задание 2. Экспериментально доказать с помощью каких химических реакций можно обнаружить соли кальция и магния? Как удалить накипь?
Программа для работы в группе «Экологи-исследователи»
Цель работы: доказать, что вода обладает уникальными свойствами.
Задание 1. Работа с информационными источниками для поиска ответов на вопросы:
- Что называют временной жёсткостью? Как удалить временную жёсткость?
- Почему Calgon способствует умягчению воды (на основе его состава)?
Задание 2. Провести опыт по удалению временной жёсткости выданного образца воды.
Программа для работы в группе «Физики-исследователи»
Цель работы: доказать, что вода обладает уникальными свойствами.
Задание 1. Работа с информационными источниками для поиска ответов на вопросы:
- Что называют постоянной жёсткостью?
- Как удалить постоянную жёсткость?
Задание 2. Провести опыт по удалению постоянной жёсткости выданного образца воды.
Обсуждение результатов исследовательской деятельности
Мы пришли к выводу, что водопроводная вода более жёсткая, чем дистиллированная. Она требует большее число капель мыльного раствора для образования обильной пены. В жёсткой воде мыло не образует пены, плохо развариваются овощи, при кипячении образуется накипь. Соли кальция и магния можно обнаружить по белому осадку, выпадающему при добавлении соды. Накипь растворяется в растворе уксусной кислоты. Временная жёсткость обусловлена присутствием в воде гидрокарбонатов кальция и магния: Ca(HCO3)2 , Mg(HCO3)2. Её удаляют двумя способами: первый – кипячение, второй – добавление известковой воды. Постоянная жёсткость обусловлена присутствием других солей кальция и магния, таких как хлориды, нитраты, сульфаты. CaCl2, Mg(NO3)2, CaSO4. Её устраняют добавлением кальцинированной соды Na2CO3. Соли кальция и магния выпадают в осадок в виде карбонатов.
IV. Инструктаж по выполнению домашнего задания
Домашнее задание рассчитано на написание уравнений реакций, приводящих к образованию солей жёсткости в грунтовых водах и решение расчётной задачи по устранению жёсткости с использованием массы и количества вещества. Практическое задание – устранение накипи в чайнике с помощью лимонной кислоты.
Домашнее задание:
Рассмотреть рисунок 67 «Возникновение солей временной жёсткости в природе».
В рабочей тетради на странице 106 определить металл, написать уравнения как гидрокарбонаты попадают в воду, какие процессы происходят при кипячении воды.
Решить задачи:
- Карбонат кальция в воде практически нерастворим. Однако известняки вымываются водой. Чем это можно объяснить? Составьте уравнения соответствующих реакций.
- * Образец жесткой воды содержит 100 мг/л гидрокарбоната кальция и 30 мг/л сульфата кальция. Сколько граммов карбоната натрия потребуется для умягчения 1 м3 такой воды?
Провести домашний эксперимент: Удалить накипь в чайнике с помощью лимонной кислоты.
V. Рефлексия
Организация самооценки учениками собственной учебной деятельности и написание коротенького эссе «Что я узнал на уроке?»