«Жди меня, и я вернусь»: ко дню рождения Константина Симонова
Будучи военным корреспондентом, Константин Симонов прошел всю Великую Отечественную войну от начала и до конца. Он побывал в эпицентрах боевых очагов, в раскаленном сердце боевых действий. Своими глазами он наблюдал за тем, как наши солдаты брали Берлин. Писатель стал обладателем многочисленных наград за свои военные очерки и пришел с войны в звании полковника. Накануне 105-летия со дня рождения Константина Михайловича вспоминаем самые интересные факты из биографии и ключевые моменты творческого пути.
«С той поры, когда 26-летний поэт напечатал в январе 1942 года в „Правде“ стихотворение „Жди меня“, его имя прочно врезалось в память читателей, с той поры оно стало словно бы неотделимо от самой войны, и все, что он после этого создавал, встречалось с самым пристальным вниманием, с неиссякаемым интересом».
За три года до начала Великой Отечественной, в 1938 году, Симонова назначили редактором «Литературной газеты». В этот же период он стал членом Союза писателей. И тогда же принят в аспирантуру Института истории, философии и литературы, окончить которую он не успел, ведь уже в 1939-м писателя направили корреспондентом в Монголию, на Халхин-Гол, в газету «Героическая красноармейская». В Монголии поэт был награжден престижной государственной наградой — орденом Сухэ-Батора.
Из-за трудностей с произношением букв «р» и «л» Симонов незадолго до отъезда на Халхин-Гол сменил имя — вместо данного ему при рождении имени Кирилл он взял псевдоним Константин.
Первую свою пьесу Симонов написал в 1940-м — это была «История одной любви», которую ставили в Театре имени Ленинского комсомола. А год спустя свет увидела еще одна, получившая ошеломительный успех и популярность у зрителя, — «Парень из нашего города». Во время войны Константин Михайлович напишет еще несколько пьес — «Русские люди», «Жди меня», «Так и будет» — и повесть «Дни и ночи». А еще до окончания войны выйдут две книги его стихов: «С тобой и без тебя» и «Война».
С 1941-го по 1945-й Симонов был собственным военным корреспондентом самых известных и по сей день советских газет: «Красной Звезды», «Правды», «Комсомольской правды», «Боевого знамени».
«[Симонов] Стал одним из лучших военных журналистов — ходил на подводной лодке в румынский тыл, с разведчиками — в норвежские фьорды, на Арабатской стрелке — в атаку с пехотой, видел всю войну от Черного до Баренцева моря, закончил ее в Берлине, присутствовал при подписании акта капитуляции гитлеровской Германии и на всю жизнь остался военным писателем, летописцем и историком этой войны. Всегда помнил и очень часто повторял две на войне усвоенные максимы: что один человек всю войну знать не может и потому она всегда — у каждого своя, и что военный корреспондент — профессия трудная и опасная, но далеко не самая сложная и уж точно не самая опасная на войне».
В феврале 1942 года в газете «Правда» появилось стихотворение Симонова «Жди меня». Поэт нашёл простые слова, которые каждый солдат мог считать своими: это была просьба к жене, к невесте, к любимой, к той, что ждёт дома и вглядывается тревожными ночами в темноту. Слова шли от сердца, и вырезанное из газеты стихотворение многие хранили в кармане гимнастерки...
Великая Отечественная война дала новое направление его творчеству. Стихи Константина Симонова были особенно любимы в народе в эти грозные годы: их знали на фронте и в тылу, их читали по радио и на театральных подмостках, их пели, печатали в газетах.
Из учебника «Литература», 7 класс, часть вторая под ред. Б. А. Ланина
В предисловии к одному из собраний собственных сочинений Константин Михайлович написал:
«Хорошо это или плохо, но, очевидно, я до сих пор был и продолжаю оставаться военным писателем, и мой долг заранее предупредить читателя, что, открывая любой из этих шести томов, он будет снова и снова встречаться с войной».
Однажды писатель попал по заданию газеты на Крайний Север, где шли ожесточенные бои на полуостровах Рыбачий и Средний. Симонов стал свидетелем подвига артиллериста. Эти яркие впечатления легли в основу стихотворения «Сын артиллериста»:
Был у майора Деева
Товарищ — майор Петров,
Дружили еще с гражданской,
Ещё с двадцатых годов.
Вместе рубали белых
Шашками на скаку,
Вместе потом служили
В артиллерийском полку.
А у майора Петрова
Был Лёнька, любимый сын,
Без матери, при казарме,
Рос мальчишка один.
И если Петров в отъезде,—
Бывало, вместо отца
Друг его оставался
Для этого сорванца.
«Я свидетель многих активных действий и крупных событий. Я — за редчайшими исключениями — не ездил туда, где было тихо, меня посылали туда, где что-то готовилось или происходило <...> Я видел активные действия нашей армии во все годы и во все периоды войны».
Уже в послевоенные годы в публикацию вышли сборники очерков Симонова «Письма из Чехословакии», «Славянская дружба», «Югославская тетрадь», «От Чёрного до Баренцева моря. Записки военного корреспондента». В тот же послевоенный период писатель ездил по зарубежным командировкам, бывал в Китае, Японии, США. Работал он тогда главным редактором журнала «Новый мир».
Симонов запомнился не только в кругах писательских — хотя, безусловно, успехи его связаны в основном с литературной деятельностью. Он был писателем, драматургом, киносценаристом, журналистом и военным корреспондентом. Но еще Константин Михайлович переводил иностранную литературу. Он мог с легкостью переводить произведения азербайджанских писателей — языком владел почти в совершенстве. Кстати, и не только азербайджанским — еще Симонов хорошо знал узбекский и даже персидский. Писателю принадлежат переводы пьес Артура Миллера и Юджина О’Нила.
Константин Михайлович восстанавливал справедливость в культурных, литературных, театральных кругах. Это он способствовал тому, чтобы вновь на полках читателей появились романы Ильфа и Петрова. Это благодаря ему и его первой жене Наталье Соколовой свет увидел роман Булгакова «Мастер и Маргарита». Симонов выступал в защиту постановок в «Современнике» и «Театре на Таганке», помогал кинематографистам, художникам, литераторам. А еще — оказывал помощь в бытовых проблемах сотоварищам-фронтовикам.
Кино, а в особенности документальное, — еще одно дело жизни Константина Симонова. Именно кинопостановками писатель занялся в последние годы жизни. В фильмах ему хотелось показать зрителям все то, что он увидел на войне и, возможно, не смог так достоверно отразить в текстах своих произведений. Среди авторских кинолент Симонова были «Шел солдат», «Чужого горя не бывает», «Солдатские мемуары». Фильмы раскрывали неприкрытую правду о быте и жизни простого русского солдата — того, благодаря кому мы смогли победить врага.
А экранизации произведений Симонова снимались еще несколько десятилетий после войны. Некоторые и вовсе — непосредственно в военные годы. Один из самых известных фильмов в отечественном кинематографе — «Двадцать дней без войны», снятый по повести Симонова, — вышел на экраны в 1976 году.
Константин Симонов умер от рака легкого 28 августа 1979 года.
«Симонов завещал развеять свой прах на поле под Могилевом, самом памятном месте его жизни. О том, что прах его развеян, сообщение не смогло появиться в печати более года. На официальной мемориальной доске возле рабочего кабинета Симонова на улице Черняховского написано: „Герой Социалистического труда“. На камне возле Буйнического поля: „Всю жизнь он помнил это поле боя и здесь завещал развеять свой прах“».