Загадки природы. Программа пропедевтического курса. 5 класс
Пояснительная записка
Программа модуля «Загадки природы» разработана для обучающихся 5 классов. Модуль «Загадки природы» составлен как пропедевтический курс.
Основными документами, на основании которых составлена программа по модулю (курсу) «Загадки природы» являются:
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
- Постановление от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"».
- Основная образовательная программа МАОУ СОШ №36.
Новизной данной программы является то, что в основе лежит системно-деятельностный подход, который создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.
В ходе решения системы физических задач у школьников могут быть сформированы следующие способности:
- Уметь поставить цель.
- Видеть проблему, трудности, ошибки.
- Уметь анализировать результаты.
- Моделировать, выделяя все существенное и главное.
- Проявлять инициативу при поиске способов решения задачи;
- Взаимодействовать с другими учениками при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументированно отклонять точки зрения других.
Актуальность данной программы обусловлена ее методологической значимостью. У младших школьников необходимо создать мотивацию к обучению физике, чтобы в дальнейшем они стремились развивать свои интеллектуальные возможности и пространственное мышление. Знания и умения, необходимые для развития интеллекта могут стать основой для организации научно-исследовательской деятельности.
Цели изучения модуля:
- Ознакомление обучающихся с широким кругом явлений физики, встречающихся в повседневной жизни.
- Формирование представлений о явлениях и законах окружающего мира.
- Развитие естественно - научной грамотности учащихся на основе самостоятельных исследований объектов и явлений окружающего мира.
- Повышение интереса к познанию законов природы.
Задачи:
- Усвоение простейших физических терминов и символов.
- Измерение физических величин с помощью приборов.
- Осмысленное запоминание и воспроизведение определений и соотношений некоторых физических величин.
- Наблюдение физических явлений в окружающем мире.
- Приобретение навыков работы с физическими приборами.
- Формирование потребности к логическим обоснованиям и рассуждениям.
- Развитие познавательного интереса.
- Содействие воспитанию активности личности, культуры общения и нормативного поведения в социуме.
Занятия проводятся 2 раза в неделю в течение 1 месяца. Всего 8 часов.
Подготовка к занятию предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т. д. Источником нужной информации могут быть и взрослые: родители, увлеченные люди, а также старшеклассники.
Сроки реализации программы:1 месяц (2 часа в неделю).
Программа учитывает возрастные особенности обучающихся 5 классов и поэтому предусматривает разнообразные приемы работы, стремление ребят к игре, интерес к истории, легендам, сказкам. Особое внимание уделяется эксперименту. В процессе занятий учащиеся должны выполнить лабораторные работы, простые опыты, изготовить ряд самодельных приборов.
Общая характеристика программы модуля
- постановка проектной задачи и ход работы над ней: Моделирование природных явления с помощью подручных средств и физических приборов. Использование полученных результатов в домашних условиях, школе.
- формат описания проектного продукта модуля (курса):
- Выставка поделок и рисунков «Спектры в природе».
- Сборка и демонстрация действующих моделей электромагнитов.
- Фотовыставка «Рычаги вокруг».
- Выставка поделок «Батарейка своими руками».
- Выпуск стенгазеты «Азбука Морзе».
Планируемые результаты освоения программы модуля
Планируемые результаты освоения программы включают следующие направления: формирование универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных), учебную и общепользовательскую ИКТ-компетентность обучающихся, опыт исследовательской и проектной деятельности, навыки работы с информацией.
Личностные результаты:
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
- мотивация деятельности;
- самооценка на основе критериев успешности этой деятельности;
- сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
- этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость.
Метапредметные результаты:
- овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний
- организация учебной деятельности, постановка цели работы
- умение планировать, прогнозировать и оценивать результаты своей деятельности
- самоконтроль учащихся
- формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах
- развитие способности анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами
- развитие умения выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его
- формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию
Предметные результаты:
- коммуникативные умения (докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации);
- умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (быт, экология, охрана здоровья, охрана окружающей среды, техника безопасности и др.)
Достичь планируемых результатов помогут педагогические технологии, использующие методы активного обучения. Примерами таких технологий являются игровые технологии.
Воспитательный эффект достигается по двум уровням взаимодействия – связь ученика со своим учителем и взаимодействие школьников между собой на уровне группы кружка.
Система оценивания освоения программы
При оценивании достижений планируемых результатов используются следующие формы, методы и виды оценки:
- лабораторные работы;
- проекты, практические и творческие работы, ярмарка достижений;
- самооценка ученика по принятым формам (например, лист с вопросами по саморефлексии конкретной деятельности);
- результаты достижений учеников с оформлением на стенде, в виде устного сообщения или индивидуального листа оценки;
- использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений.
Содержание программы модуля
Вводное занятие
Организационные вопросы. Правила техники безопасности на занятиях. Цели и задачи. Инструменты, необходимые для работы. Планируемые виды деятельности и результаты.
Почему возникает радуга?
Основной материал. Ознакомление с явлением дисперсии.Разложение белого света с помощью призмы. Спектр. Порядок следования цветов в спектре. Радуга. Объяснение цвета тел. Получение спектра с помощью электрических приборов. Использую лабораторию L-физика «Оптика». Обучающиеся получают спектр при помощи дифракционной решетки с использованием источника тока, лампы на подставке и экрана со щелью. Проектный продукт: Выставка поделок и рисунков «Спектры в природе».
Удивительный магнит
Основной материал. Магнитное действие Земли. Постоянные магниты. Полюса магнитов. Свойства магнитов (используем переносную лабораторию «Магнетизм»). Электромагниты и их применение (действующие модели звонка, телеграфа демонстрирует учитель). Создание электромагнитов с помощью подручных средств (гвоздь, моток проволоки, источник питания). Проектные продукты: Сборка и демонстрация действующих моделей электромагнитов. Выпуск стенгазеты «Азбука Морзе». В стенгазете использовали как исторический материал, так и загадки на физическую тему с зашифрованным текстом.
«Дайте мне точку опоры и я переверну Землю»
Сила. Как уменьшить силу? Простые механизмы. Их виды. Рычаги. Можно ли использовать равноплечий рычаг? Рычажные весы, правила работы с ними. На занятии дети выполняют работу по взвешиванию тел. Проектные продукты: Фотовыставка «Рычаги вокруг нас»
Ток бежит по проводам
Электрический ток как направленное движение заряженных частиц. Составные части электрических цепей и их обозначение на схеме. Правила сборки простейших электрических цепей. Техника безопасности при работе с электрическими приборами. Природное электричество. На занятии выполняем лабораторную работу по сборке электрической цепи с использованием переносной лаборатории «Электричество». Проектные продукт: выставка поделок «Батарейка своими руками» (готовят из картофеля, лимона, медных и цинковых гвоздей и др.)
Тематическое планирование (примерное)
№ п/п |
Дата |
Тема учебного занятия |
Всего часов |
Содержание деятельности |
|
Теоретическая часть |
Практическая часть |
||||
1 |
|
Вводное занятие. Почему возникает радуга? |
2 |
1 |
1 |
2 |
|
Удивительный магнит. |
2 |
1 |
1 |
3 |
|
«Дайте мне точку опоры и я переверну Землю». |
2 |
1 |
1 |
4 |
|
Ток бежит по проводам. |
2 |
1 |
1 |
Итого: |
8 |
4 |
4 |