За семью замками наследственности. Биология. 9 класс. Рабочая программа
Пояснительная записка
Программа элективного курса предлагается учащимся 9 классов общеобразовательных школ, она направлена на развитие интереса к биологии, расширение знаний и умений учащихся по биологии, развитие специфических способов деятельности - решение генетических задач. Курс рассчитан на 17 часов. Вид элективного курса: предметно – ориентированный, рекомендован для учащихся, проявляющих интерес к естественно – научным дисциплинам, в целях организации предпрофильной подготовки. Рекомендуется для проведения во втором полугодии.
Одним из приоритетных направлений современной биологической науки является генетика. Велико её как теоретическое, так и прикладное значение. Поэтому весьма актуальным является расширение содержания этого раздела в рамках предмета «Введение в общую биологию». Это актуально и с позиций концепции предпрофильного обучения, и с позиций формирования естественно – научного мировоззрения, и с позиций воспитания биологической и экологической культуры учащихся.
Особое внимание в программе уделено классической генетике, базовые положения которой лежат в основе представлений о механизмах и процессах передачи наследственной информации и изменчивости у живых организмов. Изучение элективного курса предполагает решение генетических задач, содержание которых соответствует рассматриваемым темам. Программой предусмотрено выполнение практических работ, проектов, рефератов. Ведущим компонентом курса наряду с научными знаниями являются способы деятельности. В связи с этим основное учебное время отводится на овладение умением решать задачи.
Основная цель элективного курса – повышение уровня изучения биологии, систематизация, подкрепление и расширение знаний об основных свойствах живого: наследственности и изменчивости, развитие познавательной активности, умений и навыков самостоятельной деятельности, творческих способностей учащихся, интереса к биологии как науке, формирование представлений о профессиях, связанных с биологией и генетикой.
Задачи курса:
- формирование естественно – научного мировоззрения;
- углубление теоретических знаний по генетике;
- развитие умения использовать знания на практике, в том числе и в нестандартных ситуациях;
- развитие умений и навыков самостоятельной деятельности;
- развитие общебиологических знаний и умений;
- формирование потребности в приобретении новых знаний;
- развитие творческих способностей учащихся.
Логика изложения курса линейная. Программа курса не дублирует программы учебного предмета, а восполняет знания школьников, переводя их на более высокий уровень. Расширение программы осуществляется за счет решения задач различной сложности: типовых и задач с некоторой спецификой – их называют «сюжетными». Типовые задачи знакомят с основными приемами рассуждения в генетике, а «сюжетные» - полнее раскрывают и иллюстрируют особенности этой науки. Подобранные задачи характеризуют генетику как точную науку, использующую математические методы анализа. Решение предлагаемых задач требует умения анализировать фактический материал, логически думать и рассуждать, и определенной изобретательности при решении особенно трудных задач.
Спецификой элективного курса является рассмотрение сущности логических и методологических знаний, овладение общими и специальными способами деятельности: анализ ситуации, формулирование проблемы, определение путей её решения.
Новизна рассматриваемого материала проявляется в углублении научных знаний, их практического применения, расширении способов деятельности.
Требования к результатам обучения. В результате обучения учащиеся должны приобрести новые знания и умения; овладеть основными терминами и понятиями, используемыми в генетике, научиться их грамотно применять; осознать роль специфических способов деятельности в освоении генетических знаний; овладеть навыками решения познавательных задач различной сложности по генетике; составлять генеалогические (родословные) древа и анализировать по ним характер наследования того или иного признака в ряду поколений; осуществляя проектную и реферативную работу, использовать ресурсы сети Интернет; работать с научно – популярной литературой.
Основными формами и методами изучения курса являются лекции, практикумы по решению задач, защита рефератов и проектов. Для фиксации результатов и коррекции познавательной деятельности учащихся необходимо иметь разнообразные виды задач, вопросов для самоконтроля.
Условия реализации программы:
- кабинет биологии;
- таблицы;
- справочный материал, научная и методическая литература;
- наличие дидактического и раздаточного материала.
Содержание курса
Введение (1 ч)
Цели и задачи курса. Место и роль генетики в системе биологических знаний. Методы исследования, используемые в генетике. Краткая историческая справка. Генетика и современность.
Темы рефератов:
- «Международный проект «Геном человека».
- «Методы изучения генетики человека».
- «Механизмы наследования различных признаков у человека».
- «Достижения и перспективы развития медицинской генетики».
- «Генотип как целостная система взаимодействующих генов».
Тема 1. Менделевская генетика (5 ч)
Моногибридное скрещивание. Полное и неполное доминирование. Анализирующее и возвратное скрещивание. Дигибридное и полигибридное скрещивание. Статистический характер наследования.
Практическая работа:
- Решение задач на моногибридное скрещивание.
- Решение задач на дигибридное и полигибридное скрещивание.
Тема 2. Взаимодействие генов (3 ч)
Взаимодействие аллельных генов. Взаимодействие неаллельных генов: комплиментарность, эпистаз, полимерия, плейотропия, модифицирующее действие генов.
Практическая работа:
- Решение задач на взаимодействие генов.
Тема 3. Наследование признаков, сцепленных с полом. Генетика пола (2 ч)
Варианты определения пола. Хромосомное определение пола. Наследование признаков, сцепленных с полом.
Практическая работа:
- Решение задач на наследование признаков, сцепленных с полом.
Тема 4. Сцепление генов и кроссинговер. Генетические карты (2 ч)
Хромосомная теория наследственности. Поведение хромосом как основа независимого распределения. Сцепление. Кроссинговер и частота рекомбинаций. Генетические карты. Группы сцепления и хромосомы.
Практическая работа:
1. Решение задач на сцепленное наследование генов.
Тема 5. Анализ родословных (3 ч)
Генеалогический метод и его этапы. Правила составления графического изображения родословной. Типы наследования признаков: аутосомно – доминантный, аутосомно – рецессивный, рецессивный Х – сцепленный, доминантный Х – сцепленный, Y – сцепленный, или голандрический.
Практическая работа:
- Решение задач по теме: «Анализ родословных».
Темы проектов:
- «Генеалогические древа семей с распространенными наследственными заболеваниями».
- «Родословные древа известных людей».
Тема 6. Заключение (1 ч)
Защита рефератов и творческих проектов. Подведение итогов курса.
Оценка знаний
Достижение учащимися планируемых результатов выявляется в следующих формах:
- Защита практических работ.
- Защита рефератов и творческих проектов.
Тематический план
№ п/п |
Наименование темы |
Всего часов |
В том числе |
Формы контроля |
||
лекции |
практические |
уроки-тренинги |
||||
1 |
Введение |
1 |
1 |
|
|
Вводный контроль (тест) |
2 |
Менделевская генетика |
5 |
2 |
2 |
1 |
Защита практической работы |
3 |
Взаимодействие генов |
3 |
2 |
1 |
|
Защита практической работы |
4 |
Наследование признаков, сцепленных с полом. Генетика пола |
2 |
1 |
1 |
|
Защита практической работы |
5 |
Сцепление генов и кроссинговер. Генетические карты |
2 |
1 |
1 |
|
Защита практической работы |
6 |
Анализ родословных |
3 |
1 |
1 |
1 |
Защита практической работы |
7 |
Заключение |
1 |
|
|
|
Защита рефератов и творческих проектов |
|
Итого |
17 |
8 |
6 |
2 |
|