"Я-за красных, ты - за белых?"
Внеурочное мероприятие, разработанное на основе УМК:
- Программа «История России. 6-10 класс» И.Л.Андреев, О.В. Волобуев, Л.М. Ляшенко. М., «Дрофа», 2016 год
- Учебник «История России начало 20-начало 21 века» О.В.Волобуев, С.П. Карпачев, П.Н. Романов М., «Дрофа», 2018 Параграф 7-8 (стр. 60-77)
Возраст обучающихся – 15-17 лет
В соответствии с программой одной из задач изучения истории является:
- Формирование у школьников умений применять исторические знания в учебной и внешкольной деятельности
- Одним из приоритетов методологической основы преподавания истории является многофакторный подход к освещению истории всех сторон жизни государства
В процессе работы над данной темой у обучающихся формируются следующие универсальные учебные действия:
Личностные
- Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции
Метапредметные
- Использование современных источников информации
- Готовность к коллективной работе, к сотрудничеству с соучениками
- Умение работать в группе, слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с партнерами
Предметные
- Способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий российской истории
- Умение искать, анализировать, систематизировать и оценивать историческую информацию из различных источников; способность определять и аргументировать свое отношение к ней
- Умение работать с письменными, изобразительными и вещественными историческими источниками, понимать и интерпретировать содержащуюся в них информацию
Мы полагаем, что данные УУД будут активно формироваться в процессе участия обучающихся во внеурочном мероприятии, проведенном в форме квеста. Идею квеста как образовательной технологии выдвинул и реализовал профессор университета Сан-Диего Берни Додж в 1995 году.
Квест-технология предполагает определенную структуру проведения занятия:
- Яркое вступление
- Центральное задание
- Описание всех этапов
- Параметры для оценки
- Инструкция по выполнению заданий
В соответствии с рекомендованным примерной программой тематическим планированием на изучение темы «Гражданская война и «военный коммунизм» отводится 3 часа. Предполагается, что за это количество уроков обучающиеся получат необходимый объем теоретических знаний. Внеурочное мероприятие в форме квеста поможет обучающимся применить свои знания в нестандартной ситуации.
1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Квест проводится на территории здания образовательной организации. В рекреациях школы (на разных этажах) размещены координаторы, их задача направить команду к месту расположения следующего этапа задания, «выдать координаты» (в квестах на местности это определяется географическими координатами). Они предлагают сформулировать определение понятия, если ответ правильный – команда получает направление для движения. При неправильном ответе в маршрутный лист вносится штрафной балл.
(Приложение №1)
Участники квеста собираются в актовом зале (кабинете). Происходит деление участников на команды путем рандомной выборки – каждый у координатора игры выбирает ленточку красного или белого цвета. Все рассаживаются в соответствии с командами для получения инструкций по прохождению квеста.
2. МОТИВАЦИОННО-ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП (ЯРКОЕ ВСТУПЛЕНИЕ)
На середину зала выходит девушка в русском народном костюме (возможно обозначить некоторые черты, например, использовать платок на голове), которая символизирует страну. Звучит музыка – «Смело мы в бой пойдем», выходит юноша в форме красноармейца (можно использовать только фуражку и гимнастерку или «кожанку»). Второй музыкальный отрывок – «Голубчик», выходит юноша в форме белогвардейца (возможно использовать китель с погонами и фуражку с кокардой). Они начинают тянуть «Девушку-Россию» за руки каждый к себе, выкрикивая лозунги.
Красноармеец – «Землю – крестьянам!»
Белогвардеец – «Подписали мир – отдали землю немцам!»
Красноармеец – «Власть Советам!»
Белогвардеец – «Власть Учредительному собранию!»
Красноармеец – «Экспроприация экспроприаторов!»
Белогвардеец – «Вернуть награбленное законные собственникам!»
Координатор игры – «Кто эти силы, которые разрывают Россию на части? Когда это произошло?»
После получения ответов о том, что это период гражданской войны и в какой период истории это происходило, координатор проводит инструктаж:
На уроках вы изучили тему «Гражданская война в России». Сегодня мы предлагает проверить свои знания, используя их в выполнении нестандартных заданий. Вам необходимо пройти 5 этапов квеста. Время прохождения 50-60 минут. На каждом этапе вам будет необходимо выполнить задания. Правильное выполнение позволит получить 2 элемента некоего изображений, которые вы соберете в конце – это будет ваше основное задание.
Каждая команда получает маршрутный лист (Приложение №2), но направление движения и расположение этапов вам подскажут координаторы в коридорах школы, если вы правильно ответите на их вопросы. В случае правильного ответа вы получаете подсказку, в случае неправильно данного ответа вы получаете подсказку, но со штрафным баллом. На завершающем этапе мы встречаемся в этом зале.
3. ЭТАПЫ ПРОХОЖДЕНИЯ КВЕСТА
1 этап. «Причины гражданской войны»
«Историческое лото»
Задание: перед вами карточки, на которых записаны причины гражданской войны. Выберите и выложите на свой сектор (белый/красный), только те из них, которые отражают вашу точку зрения. Те, которые заставили вас встать на путь гражданской войны. Ваше время ограничено 10 мин.
Максимально вы можете набрать 5 баллов.
Комментарий для координатора этапа: количество баллов соответствует числу правильно отобранных карточек
(Приложение № 3)
2 этап. «Хроника событий»
«Лента времени»
Задание: перед вами карточки, на которых записаны основные события гражданской войны. Выберите те карточки, на которых отражены действия вашей стороны, расположите их на «ленте времени», озвучьте хронологический период каждого события. Требуется назвать не менее 5 событий.
Ваше время ограничено 10 мин.
Количество баллов равняется количеству правильно выбранных и объяснённых событий.
Комментарий для координатора этапа: команда должна назвать и прокомментировать не менее 5 событий (1 событие – 1 балл). Каждое последующее событие дает дополнительный балл.
(Приложение № 4)
3 этап. «Эпоха в живописи»
Задание: перед вами агитационные плакаты воюющих сторон. Вам необходимо распределить все изображения на 2 группы: белогвардейские и советские, объяснить почему вы сделали такой выбор.
Ваше время ограничено 10 мин.
Количество баллов равняется количеству правильно выбранных плакатов.
Комментарий для координатора этапа: команда должна правильно распределить плакаты – 5 баллов, объяснить каждый выбор (1 плакат – 1 балл). Максимум 10 баллов.
(Приложение № 5, папка «Плакаты»)
4 этап. «Лидеры эпохи»
Задание:
- Перед вами карточки, на которых записаны фамилии командующих периода гражданской войны. Выберите карточки с фамилиями лидеров вашего движения.
- Соотнесите биографические данные с лидерами вашего движения.
Ваше время ограничено 10 мин.
Максимально вы можете набрать 10 баллов – 5 баллов за правильный выбор карточек; 5 баллов – за соотнесение фамилии и биографии
Комментарий для координатора этапа: количество баллов соответствует числу правильно отобранных карточек
(Приложение № 6)
5 этап. «Ориентирование на карте»
Задание: перед вами интерактивная карта. Ваша задача за 10 минут изобразить и прокомментировать направления военных действий вашей стороны (красные\белые).
Критерии оценивания: количество баллов равняется количеству правильно изображенных и прокомментированных направлений действий.
Требуется указать не менее 5 направлений. Количество баллов равняется количеству правильно изображенных и прокомментированных дат.
Комментарий для координатора этапа: команда должна изобразить и прокомментировать не менее 5 направлений (1 событие – 1 балл). Каждое последующее событие дает дополнительный балл.
(Приложение № 7 – скриншот)
6 этап. «Исторический плакат»
На этом этапе команды снова встречаются в актовом зале (кабинете)
Координатор: «Вы успешно преодолели основную часть квеста. На каждом этапе вы получали по 2 элемента некоего изображения. Пришло время выполнить основное задание квеста – из разрозненных элементов соберите изображение.
Комментарий для координатора этапа: сложность задания состоит в том, участникам квеста необходимо определить, что они собирают два разных плаката. На этапе побеждает та команда, которая первой догадается о количестве плакатов, правильно их соберет и определит, какой является символом стороны, которую они представляли в квесте.
Время – 10 минут
Максимальный балл – 5 (определить, что плакатов 2 и правильно собрать – 3 балла, объяснить – 2 балла).
Баллы, заработанные командами при прохождении квеста суммируются членами жюри (координаторы на этапах).
Максимальный балл по сумме всех этапов – 35 (плюс возможные дополнительные баллы).
Церемония награждения в произвольном виде.
(Приложение № 8)
Оставьте свой комментарий к работе, нажав на кнопку «Написать». Расскажите, что именно вас не устраивает в работе, а если вы считаете, что работа содержит ошибки и неточности – нажмите на соответствующую галочку в форме отклика.
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственность за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.