Вычитаем числа
Знакомство с понятием «разность», знаком «минус».
Формировать первоначальные представления о действии вычитания и понятии «разность».
Формировать умение использовать знак «–» для записи вычитания.
Формировать умение составлять равенства на основе знания состава однозначных чисел.
Формировать умение выполнять вычитание в пределах 10.
Формировать умение сопоставлять информацию, представленную в разных видах (текст, рисунок, схема, числовое выражение).
Формировать умение обозначать количество предметов символами.
Формировать умение соотносить количество изображённых предметов со схемой, схему — с числовым равенством, числовое равенство — с рисунком.
Закреплять умение выполнять классификацию предметов по разным признакам.
Развивать внимание, математическую речь учащихся.
Запись вычитания с помощью знака «–».
Вычитание в пределах 10.
Составление числовых равенств.
Обозначение предметов символами, составление схем.
Классификация предметов по разным признакам.
Установление соответствия между рисунком и схемой, схемой и равенством, рисунком и равенством.
- Разность, вычитание, знак «минус», состав числа, равенство.
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Мотивация к учебной деятельности | Работа с интерактивным заданием. Задание способствует формированию умения упорядочивать рисунки по количеству объектов. Ученики располагают рисунки в порядке уменьшения числа объектов. Дополнительные вопросы: «На каком по счёту рисунке цыплят столько же, сколько курочек? Сколько цыплят на втором по счёту рисунке? Сколько курочек? Сколько всего птиц?» и др. |
2 | 2. Актуализация опорных знаний | Работа с интерактивным заданием. Уменьшение чисел на 1, заполнение таблицы результатами. |
3 | 3. Постановка учебной проблемы и целеполагание | Работа с заданием № 1 учебника. Смысл действия вычитания раскрывается с опорой на рисунки, связанные с уменьшением количества предметов. Учитель предлагает детям вспомнить правило уменьшения чисел: чтобы уменьшить число на 1, нужно назвать предыдущее число. Рассматривая рисунки и дополняя записи под ними, нужно подвести учащихся к выводу, что уменьшение количества морковок записано с помощью знака «минус». Работа с интерактивным заданием. Задание направлено на различение записей разности. Учащиеся закрашивают карточки с разностями. Можно предложить, назвать одним словом записи на остальных карточках (суммы), прочитать все записи (шесть минус два, два плюс четыре). |
4 | 4. Открытие новых знаний | Работа с заданием № 2 учебника. Понятие «разность» вводится через практическую деятельность учащихся. Этапы работы: 1) рисуем столько же кругов, сколько яблок на ветке (опора на рисунок); 2) зачёркиваем столько кругов, сколько яблок упало (ориентируемся на условие); 3) записываем числа; 4) находим число оставшихся яблок — составляем равенство. Работа с интерактивным заданием. Задание направлено на установление соответствия между схемой и равенством. Ученики соединяют схему и подходящее равенство и объясняют свой выбор. Можно предложить придумать текст к схеме и равенству на вычитание. |
5 | 5. Первичное закрепление | Работа с заданием № 3 учебника. Составление и запись равенств по рисунку. Пропедевтика решения текстовых задач, работа с информацией разного вида (сопоставление рисунка, схемы и числовой записи). Можно предложить учащимся дать описание первого рисунка («Было 5 цветов, 2 цветка завяли. Сколько теперь цветов в вазе?»), сравнить его с приведённой схемой и составленным равенством. Затем дети дают описания остальных рисунков, выбирают подходящие схемы и записывают равенства. Работа с интерактивным заданием. Учащиеся выполняют вычитание чисел и записывают результаты. |
6 | 6. Самостоятельная работа с самопроверкой | Работа с заданием № 4 учебника. Задание направлено на формирование умения моделировать условие задачи. Составление схемы и запись равенства. Работа с интерактивным заданием. Задание направлено на закрепление умения выполнять вычитание. Учащиеся вычитают числа по цепочке и записывают результаты. |
7 | 7. Итог урока | Работа с заданием № 5 учебника. Работа в парах может быть организована так: дети выбирают, каким из двух персонажей они хотят быть: Олей или Яло (мальчиков можно назвать Коля и Ялок). Учитель читает текст о действиях героев, ученики выбирают схему, соответствующую действиям своего персонажа, и рисуют её. Работа с интерактивным заданием. Сравнение числа и записи вычитания. Учащиеся выполняют вычитание устно, сравнивают числа и вставляют знак «больше», «меньше» или «равно». |