Подготовка к ВПР в начальной школе: трудности и решения
О проблемах подготовки к ВПР в начальной школе и возможностях решить затруднения рассказала Рауза Шамилевна Мошнина, завкафедрой начального образования АСОУ, профессор, соавтор пособий по подготовке к ВПР по предмету «Окружающий мир».Материал подготовлен на основе вебинара «Подготовка к ВПР: проблемы и их решение»
Сейчас для части учителей начальной школы ВПР уже прошли, и, кажется, можно расслабиться, в отличие от тех, кто перешел в 4 класс. Рауза Шамилевна Мошнина, завкафедрой начального образования АСОУ, профессор, соавтор пособий по подготовке к ВПР по предмету «Окружающий мир», порекомендовала начинать подготовку к ВПР уже с 1 класса, поскольку проверочная работа направлена на выявление ВСЕХ результатов, востребовано применение абсолютно всех учебных достижений. Это в корне меняет фон обучения. Необходимо не столько натаскивание и воспроизведение, сколько навык порождения собственных суждений и поиска способов действия.
Рауза Мошнина: «Порой задание дается в такой форме, с которой ребенок не встречался и не мог встретиться: он должен подумать и понять сам».
Этот факт учителям принять трудно: десятилетиями методика строилась на повторении и воспроизведении изученного содержания.
Хотя по документам цель ВПР — «обеспечение единства образовательного пространства РФ за счет предоставления единых материалов и единых критериев», в образовательном сообществе ВПР — форма итогового контроля, так и следует понимать.
Однако успех приходит только к тем учителям, кто сумел наладить формирующее оценивание, то есть такую форму обратной связи, при которой ребенок видит, как он продвигается в освоении навыков — как предметных, так и метапредметных (УУД). Напомним про УУД: это общекультурное, личностное и познавательное развитие, сводимое к желанию и умению учиться самостоятельно. То есть знания, умения, навыки — для решения практических проблем и для творческой деятельности.
Прошедшая ВПР показывает: упражнения обучающего характера дети выполняют, а вот представить и оформить результаты затрудняются. Как научить демонстрировать полученные результаты? Уже издано много пособий по подготовке к ВПР, но в основном это тренажеры, обеспечивающие автоматизм навыка — далеко не то, что обеспечивает успех на ВПР. На примере пособий для подготовки по предмету «Окружающий мир», лектор показала, какими могут быть задания на демонстрацию полученных результатов в каждом классе начальной школы.
Задания да/нет. Задания с выбором одного правильного ответа. Задания с выбором рисунка. С выбором нескольких правильных ответов. На установление соответствий. Заполнение пропусков. Задания по карте.
Итак, рисунок, таблица, слова — в заданиях задействованы все виды представления информации.
Это, во-первых, типовые задания для разных предметов, и детей надо приучать к принятым формулировкам. Во-вторых, они помогают обнаруживать непонимание, а значит, быстро его прояснять. Наконец, на их основе можно конструировать образовательный процесс.
Использовать задания пособий можно по усмотрению учителя: брать в свой план на любом этапе урока, давать как домашнюю работу и как самостоятельную, применять во внеурочной работе, для диагностики кругозора детей, наконец, в качестве контрольных заданий. В основном это задания базового уровня, но есть и повышенной трудности. В любом случае, пособие осуществляет прежде всего функцию формирования умений, а не только контролирующую.
Автор прокомментировала некоторые задания из пособий. Для первоклассников они напоминают задания популярных детских журналов, и только при пояснении мы понимаем, сколько полезного в них заложено: и оценка информации, и логическое поведение, и оформление. Отдельный навык учителя — понимать цели и возможности разных заданий. И бывает так, что говорить по поводу задания приходится не только о том, что спрашивается, но и актуализировать жизненный опыт (детей или свой). Тот факт, что успехи детей по ОМ на ВПР ниже, чем по русскому и математике, объясняется не только двумя часами в расписании, но и неготовностью учителей свободно разговаривать, расширяя горизонты познания. А ведь чтобы ребенок не терялся перед заданием со многими данными, понимал, чего от него хотят, мы должны обучать пониманию через интерпретацию данных, то есть — сами демонстрировать примеры такой деятельности.
Что касается подготовки непосредственно четвероклассников, то, по мнению Раузы Шамилевны, учитель правильно сделает, если объявит цель (продемонстрировать свои успехи на ВПР) в начале учебного года, призвав учеников к совместной работе. Очень смелая и очень ценная идея — заранее познакомить детей с критериями оценки работ на ВПР, научить их видеть предмет проверки в своей работе — за что ставят баллы.
Другой вопрос — выведет ли младших школьников к успеху знание техники построения экзамена и повышенная рефлексия с самого первого класса. Решает учитель.
Людмила Кожурина
Пособие предназначено для организации тематического контроля при работе по учебнику Г.Г. Ивченковой, И.В. Потапова «Окружающий мир». Оно дополняет комплект по окружающему миру для 4 класса, включающий учебник (в 2-х частях), рабочие тетради, методическое пособие, контрольные и диагностические работы, тесты и самостоятельные работы для текущего контроля, обучающие комплексные работы. Предлагаемые материалы позволяют обеспечить разноплановую проверку предметных результатов обучения по теме «Наш край». Купить пособие
*С мая 2017 года корпорация «Российский учебник» объединила издательскую группу «ДРОФА-ВЕНТАНА», издательство «Астрель», компанию «ДРОФА — новая школа» и цифровую образовательную платформу «LECTA». Главная миссия корпорации — всесторонняя поддержка педагогов России, создание лучших учебников, образовательных решений и социально значимых проектов. Вместе с педагогами мы помогаем закладывать фундамент успешного будущего российских детей на всех уровнях дошкольного и школьного образования.