Вокруг дюжины
Разработки уроков (конспекты уроков)
Линия УМК М. И. Башмакова. Математика (1-4)
Математика
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Цель урока
Формирование умения выполнять сложение с переходом через десяток в пределах 13.
Задачи урока
- Познакомить учащихся с составом чисел 11 и 13.
Закреплять умение складывать и вычитать числа в пределах 20 с опорой на состав числа 12.
Формировать умение устанавливать соответствие между рисунком, изображающим состав числа, и записью сложения.
Закреплять умение моделировать условие задачи с помощью схемы.
Закреплять умения осознанно выбирать знак арифметического действия при решении задач.
Развивать наблюдательность, умение видеть закономерности и делать выводы, внимание, математическую речь учащихся.
Развивать вычислительные навыки.
Виды деятельности
- Изучение состава чисел 11 и 13.
Сложение и вычитание чисел в пределах 20 с опорой на состав чисел 11, 12 и 13.
Сложение однозначных чисел.
Вычитание однозначного числа из двузначного числа.
Составление схемы к условию задачи.
Выбор арифметического действия для решения задачи.
Запись решения текстовых задач.
Установление соответствия между рисунком и записью сложения.
Ключевые понятия
- Состав числа 11, состав числа 13, сложение и вычитание в пределах 20 с переходом через десяток, решение задач.
План урока
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Мотивация к учебной деятельности | Соединение сумм с одинаковыми ответами. Учащиеся выполняют вычисления, используя изученные приёмы, и составляют пары в соответствии с полученными результатами. |
2 | 2. Актуализация опорных знаний | Сложение чисел в пределах 20. Работа с таблицей. Учащиеся выполняют вычисления в соответствии с указанными действиями и записывают результаты в нужные ячейки таблицы. Учитель должен обратить внимание детей, что вычисления в каждой строке выполняются по цепочке. После выполнения задания можно предложить учащимся сравнить результаты в каждом столбце (числа увеличиваются на 1). |
3 | 3. Постановка учебной проблемы и целеполагание | Установление соответствия между рисунком и записью сложения. Учащиеся рассматривают рисунки, соединяют их с подходящими суммами и объясняют свой выбор. Работа с заданием № 1 учебника. Учащиеся рассматривают рисунки. Учитель подчёркивает связь между изменением одного из слагаемых и изменением суммы. Затем ученики записывают равенства: 6 + 6 = 12, 6 + 5 = 11, 6 + 7 = 13. |
4 | 4. Открытие новых знаний | Работа с заданием № 2 учебника. Учащиеся рассматривают рисунок и отвечают на вопросы задания. Вопрос. Как меняются числа в сумме, если двигаться вверх по ступенькам? Ответ. Первое слагаемое не меняется, а второе увеличивается на 1. Вопрос. Как меняется результат сложения? Ответ. Увеличивается на 1. Вопрос. Как меняются числа в сумме, если двигаться вниз по ступенькам? Ответ. Первое слагаемое не меняется, а второе уменьшается на 1. Вопрос. Как меняется результат сложения? Ответ. Уменьшается на 1. Учащиеся делают выводы на основе своих наблюдений и заканчивают предложения, сформулированные в учебнике. Выводы. Если одно из слагаемых увеличить на 1, то сумма увеличится на 1. Если одно из слагаемых уменьшить на 1, то сумма уменьшится на 1. Учащиеся сравнивают суммы в столбике и определяют, что первое слагаемое не меняется, значит если второе слагаемое будет увеличиваться на 1, то сумма будет тоже увеличиваться на 1. Они находят результат первой суммы, увеличивают второе слагаемое на 1 и находят значения выражений. |
5 | 5. Первичное закрепление | Работа с заданием № 3 учебника. Тренировка в применении нового приёма вычислений. Опорными случаями могут служить не только суммы, равные 12, но и суммы, равные 10. Учащиеся сравнивают суммы в столбике и определяют, что первое слагаемое не меняется, значит если второе слагаемое будет уменьшаться на 1, то сумма будет тоже уменьшаться на 1. Они находят результат первой суммы, уменьшают второе слагаемое на 1 и находят значения выражений. |
6 | 6. Самостоятельная работа с самопроверкой | Работа с заданием № 4 учебника. Учащиеся вычисляют суммы соседних однозначных чисел и формулируют вывод: при сложении двух соседних чисел всегда получается нечётное число. Это правило не нужно специально заучивать, но можно напоминать о нём, особенно при исправлении ошибок в вычислениях (для развития навыка самоконтроля учащихся). Состав числа 13. Заполнение пропусков в таблице (сумма числа в верхней и нижней строках должна быть равна 13). |
7 | 7. Итог урока | Работа с заданием № 5 учебника. а) Работа с текстом (выделение существенной информации). Учитель предлагает найти в тексте только самые важные для решения слова и сформулировать новый текст задачи. В результате обсуждения должно остаться: «В команде 11 игроков, судья удалил двух. Сколько игроков осталось?» Вопрос. Каким действием решить задачу? Ответ: 11 – 2. Вопрос. Нужно ли использовать схему? Ответ. Нет. б) Решение задачи с опорой на схему: 1) 5 + 1 = 6; 2) 5 + 6 = 11. Ответ: 11 детей. в) Составление схемы к задаче. Вопрос. Сколько солдат во взводе? Ответ: 13. (Обозначаем общее количество на схеме знаком «?».) Вопрос. Что ещё известно? Ответ. Пятеро солдат пошли на кухню, остальные — в тир. (Делим овал пополам, записываем буквенные обозначения и числовые данные.) Учащиеся записывают решение: 13 – 5 = 8. Повторение изученных случаев сложения, тренировка в запоминании новых. Учащиеся распределяют суммы по группам в соответствии с результатом. После выполнения задания учитель предлагает детям ответить, какие суммы не вошли ни в одну группу (оставшиеся суммы равны 10). |