Внеурочная деятельность "Уроки добра"
Нами представлена программа внеурочной деятельности, рассчитанная на подростков в возрасте 14-17 лет. Цель программы заключается в формировании толерантного отношения к людям, имеющим ограничения в здоровье, среди подростков, развитие у детей культуры сострадания и взаимопомощи.
Пояснительная записка
В соответствии с положением о конкурсе методических разработок «Уроки добра», нами составлена программа внеурочной деятельности, которая может использоваться на базе общеобразовательных школ и средне – профессиональных учебных учреждений.
В настоящее время достаточно остро стоит проблема формирования толерантности к физически неполноценным людям – инвалидам. Согласно официальной статистике в 2017 году в России проживают свыше 12 миллионов инвалидов. Каждый 12 россиянин имеет выраженные ограничения здоровья, значит, беда касается практически каждой семьи в нашей стране. Неутешительным остается тот факт, что стремительно растет количество детей – инвалидов. По данным Росстата в текущем году в России насчитывается около 600 тысяч больных детей.
Опираясь на рейтинг, составленный по регионам России, имеющим повышенную социальную нагрузку по количеству инвалидов, можно узнать, что Кемеровская область стоит на 22 месте.
В Кузбассе зарегистрировано 262000 людей с ограниченными возможностями, что составляет 9,6 процентов (всего в Кузбассе 2 717 176 человек).
Таким образом, каждый современный школьник или студент встречается и общается с инвалидами. Каким будет это общение целиком и полностью зависит от воспитания ребёнка, культуры и традиций его семьи, а также от профилактической работы педагогов.
Актуальность и практическая значимость программы внеурочной деятельности «Уроки добра» заключается в формировании терпимого и толерантного отношения у подростков к людям с ограниченными способностями, что приведет к созданию цивилизованного общества в масштабах страны и к дружному и здоровому поколению молодежи, воспитанному в духе взаимопомощи и сострадания в конкретном учебном заведении.
В школах и колледжах Кемеровской области регулярно проводятся классные часы, посвященные развитию и воспитанию наших детей, но, отдельной темы воспитания толерантного отношения к инвалидам на регулярной основе, к сожалению, нет.
Нами предполагается внедрение программы внеурочной деятельности «Уроки добра» в общеобразовательных и средне – профессиональных учебных учреждениях Кемеровской области на постоянной основе. Программа подразумевает не только теоретическое просвещение и воспитание молодежи, но и практическое применение сформированных навыков с целью оказания посильной помощи кузбассовцам, имеющим ограничения здоровья, что приведет, по нашему мнению, к формированию здорового общества.
Данная программа является авторской. Её новизна заключается в систематизации теоретических подходов к формированию толерантного отношения к инвалидам у подростков и выработке практических рекомендаций, выполнение которых позволит вернуться к исконно русским истокам, вспомнить нашу культуру, те времена, когда благотворительность была нормой, и каждый знатный человек помогал нуждающимся, меценатство было в почете, а люди умели сопереживать и поддерживать друг друга.
Цель программы внеурочной деятельности «Уроки добра» заключается в формировании толерантного отношения к людям, имеющим ограничения в здоровье, среди подростков, развитие у детей культуры сострадания и взаимопомощи.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассказать подросткам Кемеровской области о русской культуре в части сострадания и милосердия;
- доказать детям на конкретных примерах необходимость терпимого и уважительного отношения к инвалидам;
- объяснить подросткам, что конкретно они могут сделать сами, чтобы помочь людям с ограниченными способностями;
- рассказать о такой форме работы как волонтерство, его преимуществах и недостатках.
Многие ученые и педагоги изучали проблему формирования толерантного отношения к инвалидам. В западной школе проблемами инвалидности и благотворительности занимались такие авторы как Брайнс Дж. «Как общаться с инвалидами», Аллан Дж. «Ландшафт детской души», Ле Шан Э. «Когда ваш ребенок сводит вас с ума». Отечественные исследователи – Амосов Н.М. Никитины Б.П. и Е.А. «Рекомендации супругов Никитиных от года до школы», Ачильдиева Е.Ф. «Образ жизни городской семьи с ребенком-инвалидом», Зотова А.М. «Интеграция ребенка-инвалида в среду здоровых сверстников как метод социальной адаптации», изучали не только методы реабилитации инвалидов, но и способы изменения общественного мнения, формирование толерантного отношения к «не таким» людям.
Программа внеурочной деятельности «Уроки добра» рассчитана на подростков в возрасте от 14 до 17 лет. Данный возраст характеризуется как достаточно переменчивый, противоречивый и контрастный. Начиная с 14 лет, ребенок проявляет интерес к своей личности, задавая себе вопросы о своем месте в мире, о своей будущей профессии. Старшие подростки пытаются развить у себя определенные способности, которые связывают с будущей работой. Наиболее востребованными потребностями у детей в 14– 17 лет являются:
- стать принятым в группе одноклассников и друзей;
- заниматься общими делами в компании, научиться сотрудничать;
- определить для себя кумира и подражать ему;
- начать зарабатывать деньги;
- научиться нравиться подросткам противоположного пола.
Именно поэтому очень важно на данном этапе взросления ребенка заложить основы милосердия, сформировать у детей терпимое отношение к инвалидам и рассказать ученикам и студентам о формах благотворительности, в которых сами дети могли бы принимать участие.
При реализации программы внеурочной деятельности «Уроки добра» подразумевается свободный набор школьников и студентов от 14 до 17 лет. Форма организации деятельности детей делится на два этапа – теоретический и практический. На первом этапе количество детей в группе не ограничено. На втором этапе формируются группы, состоящие из 10 человек.
Занятие по программе внеурочной деятельности «Уроки добра» длится 1 час, годовая нагрузка составляет 34 часа. Таблица 1.
Таблица 1 – Режим занятий
Теоретическое занятие |
Количество часов |
Практическое занятие |
Количество часов |
||||||
1 неделя |
2 неделя |
3 неделя |
4 неделя |
1 неделя |
2 неделя |
3 неделя |
4 неделя |
||
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
2 |
2 |
||
ИТОГО (мес.) |
2 |
|
4 |
||||||
ИТОГО (год) сентябрь – апрель |
2 |
|
32 |
||||||
ИТОГО |
34 |
Нами ожидаются следующие результаты работы по программе внеурочной деятельности «Уроки добра»:
- развитие у старших подростков навыков милосердия и взаимопомощи;
- формирование здорового климата в неформальных группах подростков, вовлечение детей инвалидов в неформальные группы наравне со здоровыми детьми;
- практика работы подростков в сфере благотворительности, приобретение навыков сочувствия и сопереживания;
- самостоятельная разработка подростками благотворительных программ и их реализация на территории Кемеровской области под кураторством благотворительного фонда «Я помогаю жить».
Нами предусмотрена длительная система отслеживания и оценивания результатов обучения детей путем вовлечения их в занятие благотворительной деятельностью в качестве волонтеров на базе НО БФ КО «Я помогаю жить». Волонтерская деятельность на долговременной основе будет оплачиваться Фондом. Лучшие программы, подготовленные подростками, будут принимать участие в конкурсах общероссийского значения, за счет НО БФ КО «Я помогаю жить».
Учебно-тематический план
№ п/п |
Тема |
Всего часов |
||
Теория |
Практика |
Всего |
||
1 |
Презентация на тему «Что мы знаем о благотворительности и толерантности?» |
2 |
- |
2 |
2 |
Работа в группе «Размышление на тему толерантности» Работа в группе «Правила игры» |
- |
4 |
4 |
3 |
||||
4 |
Работа в группе «Приветствие» |
- |
2 |
2 |
5 |
Работа в группе «Я личность» |
- |
2 |
2 |
6 |
Работа в группе «Дизайнер» |
- |
2 |
2 |
7 |
Работа в группе «Групповой диспут» |
- |
2 |
2 |
8 |
Работа в группе «Слепой» |
- |
2 |
2 |
9 |
Работа в группе «Без рук» |
- |
2 |
2 |
10 |
Работа в группе «Я слышу. Это счастье» |
- |
2 |
2 |
11 |
Работа в группе «Как вести себя при встрече и общении с инвалидом и его семьей» |
- |
8 |
8 |
12 |
Работа в группе «подведение итогов» |
- |
6 |
6 |
ИТОГО: |
34 |
Презентация на тему «Что мы знаем о благотворительности и толерантности?»
СЛАЙД 1
Задумывались ли вы когда-нибудь о том, что означает слово благотворительность? Творить благо, дарить людям, которым нужна помощь, надежду, проявлять к окружающим искреннее участие и сострадание. Это и есть благо – оно одинаково и для вас, и для седого старика, и для больного ребенка. Это надежда, вера в счастливый конец, в окончание мук и лишений, выпавших на долю нуждающегося.
СЛАЙД 2
Давайте изучать милосердие со времен первобытных общин. Если наблюдать за отношением обезьян к больным сородичам, то можно заметить полное отсутствие сострадания и взаимопомощи.
СЛАЙД 3
Рассмотрим случай, произошедший в Африке в парке Гомбо, где некоторые шимпанзе заразились полиомиелитом и остались инвалидами. Зоологи описывают отношение стаи к самцу шимпанзе Мак – Грегору с парализованными конечностями, который впоследствии погиб из – за этого увечья: «Но самым ужасным в этой кошмарной истории было то, как отнеслись остальные шимпанзе к ставшему калекой сородичу. Стоило Мак-Грегору появиться в лагере обезьян возле места подкормки, как все взрослые самцы приблизились к нему и, распустив шерсть, начали демонстрировать угрозы. Кое-кто пытался атаковать старого больного самца, который не мог ни убежать, ни обороняться и с искаженным от ужаса лицом лишь втягивал голову в плечи и, съежившись, ждал нападения. Один самец ударил Мак-Грегора, а другой налетел на него, размахивая здоровенной веткой. Только вмешательство зоологов спасло шимпанзе от расправы».
СЛАЙД 4
Прямо противоположную историю мы видим в человеческом первобытном обществе. Начиная с первобытных общин, люди умели помогать больным и старым соплеменникам и сопереживать им.
СЛАЙД 5
Так, в Ираке, в пещере Шанидар антропологами были обнаружены скелеты людей – палеоантропов, которые жили более 50 тысяч лет назад. Речь пойдет о палеоантропе в возрасте около 50 лет, умершем из – за обвала в пещере, но, по состоянию здоровья, он мог бы благополучно жить еще достаточно долго. Учтите, что данный возраст соответствует 80-100 годам нашей современной жизни. То есть, речь пойдет о старике, которого исследователи назвали Шанидар – 1.
СЛАЙД 6
Шанидар – 1 был калекой – слепой на один глаз, ключица поражена остеомиелитом, рука ампутирована по локоть, травмирована левая половина мозга и установлена частичная парализация, помимо этого Шанидар -1 страдал сильнейшим артритом, поражающим правую ногу, а зубы выпали все.
Согласитесь, что бедный Шанидар -1 был бы обречен на гибель, если бы за ним не ухаживали его сородичи, значит, первобытные люди заботились о старых и убогих.
СЛАЙД 7
Ученые утверждают, что случай с Шанидаром – 1 не является исключением из правил, а скорее нормой поведения первобытных людей, что доказывают и другие раскопки и погребения.
СЛАЙД 8
Итак, милосердие и взаимопомощь не является особенностью взаимодействия всех живых существ. Быть милосердными могут только люди – существа разумные.
СЛАЙД 9
В первобытном обществе милосердие помогало людям выжить и передать весь накопленный опыт новому поколению, благодаря чему и происходила эволюция и развитие человечества.
СЛАЙД 10
Именно пожилые люди в первобытном обществе брали на себя роль учителя и наставника, обучали молодежь премудростям охоты и законам земледелия, воспитывали детей и внуков в духе помощи больным и старым, чтобы информация о роде передавалась из поколения в поколение.
СЛАЙД 11
Смерть старика для племени было такой же трагедией, как для современного человека разрушение фондов крупнейшей библиотеки, в которой хранились рукописи в единственном экземпляре.
СЛАЙД 12
В России впервые заговорили о благотворительности в 988 году, когда произошло крещение на Руси. Именно тогда люди задумались о помощи бедным и больным и стали раздавать милостыню.
СЛАЙД 13
Позже, Князь Владимир, обращенный в христианство, приказал выдать из княжеских запасов еду и воду для неимущих, а тем, кто не может ходить – доставить провиант на телеге к дому.
СЛАЙД 14
Искренне верил в Бога и идею помощи людям Владимир Мономах. В свое работе – «Поучение» – он писал: «Будьте отцами сирот, не оставляйте сильным губить слабых, не оставляйте больных без помощи».
СЛАЙД 15
Сестрой Мономаха Анной Всеволодовной было открыто киевское училище для женщин любого происхождения.
СЛАЙД 16
Развитие идеи помощи ближнему и терпимости к людским несовершенствам и болезням на Руси остановилось резко и внезапно при нападении татаро – монгол.
СЛАЙД 17
Прошло почти триста лет, прежде чем Иван Грозный узаконил благотворительность и сделал её основой государственности.
СЛАЙД 18
Иван IV издал закон, для помощи неимущим, создал благотворительные организации, финансируемые из казны и за счет пожертвований.
СЛАЙД 19
Быть милосердным и заниматься благотворительностью стало не только «модно», но и необходимо, чтобы считаться православным человеком. В то время содержанием больниц, приютов, школ для сирот, библиотек, организацией бесплатных обедов занималась церковь.
СЛАЙД 20
Неурожай на Руси в 1601 году привел к сильнейшему голоду – тысячи человек приходили в Москву за помощью. На деньги из казны был закуплен хлеб, который раздавался голодным. Царь сам лично кормил нищих, вдов и детей – сирот.
СЛАЙД 21
В XVII веке царь Михаил Федорович Романов учредил сиротские дома, а в 1635 году подарил землю церкви для открытия мужского Покровского монастыря.
СЛАЙД 22
Царь Алексей Михайлович создал специальные учреждения (приказы), финансирующиеся из государственной казны, которые занимались помощью убогим и бедным.
СЛАЙД 23
Петр I также занимался благотворительностью. Именно в его правление впервые на Руси были открыты приюты для брошенных детей, содержащиеся за счет государства. Помимо приютов Петр I занимался разработкой и внедрением программы борьбы с нищенством, которая функционировала достаточно долгое время.
СЛАЙД 24
Таким образом, мы видим, что благотворительность становится неотъемлемой частью общественной жизни и развивается еще шире во время правления Екатерины Великой. Екатерина II создала специальные учреждения для помощи бедным в Гатчине, учредила роддом для незнатных (нищих) женщин и повивальный институт (как прообраз женской консультации).
СЛАЙД 25
Жена императора Павла I Мария Федоровна внесла значительный вклад в развитие благотворительности на Руси. В конце XVIII века она учредила и возглавила Воспитательное общество благородных девиц, которое являлось филантропической организацией, занимающейся помощью детям, инвалидам, старикам и нищим.
СЛАЙД 26
Мы увидели, что в XIX веке происходило развитие благотворительности в России: правители издавали законы и правила, регулирующие процессы оказания помощи нуждающимся, формировалась социальная политика на основе милосердия и сострадания.
СЛАЙД 27
Во время правления Александра I было преобразовано и реформировано «Императорское человеколюбивое общество», которое занималось благотворительностью в сфере образования, имело филиалы по всей России и работало свыше 100 лет.
СЛАЙД 28
Александр I пригласил для работы в Петербурге доктора Гаюи из Франции, который впоследствии способствовал основанию первого в России Института для слепых.
СЛАЙД 29
В России в связи с войнами (Крымской, Русско-турецкой и Русско-японской) стали основываться общества сестер милосердия.
СЛАЙД 30
Таким образом, в 60-х годах отмечалось развитие меценатства и благотворительности – происходило открытие новых благотворительных обществ и фондов, бесплатных учебных заведений для бедных, в которых учителя являлись волонтерами.
СЛАЙД 31
Государственная политика была тесно связана с благотворительностью, что отразилось в сознании людей – жертвовали свои деньги не только богатые и зажиточные граждане, но и простые люди. В XIX веке на дверях приютов и магазинов висели специальные кружки, в которые любой желающий мог положить копеечку.
СЛАЙД 32
В XX веке отмечается расцвет и пик меценатства в России. На каждые 100 000 россиян приходилось шесть благотворительных организаций.
СЛАЙД 33
Традиции и обычаи исконно русской культуры в сфере помощи, взаимопомощи и сострадания были перечеркнуты в 1917 году произошедшей Великой Октябрьской Социалистической Революцией.
СЛАЙД 34
Все накопленные благотворительными и церковными организациями средства были изъяты в пользу государства, а сами учреждения закрыты.
СЛАЙД 35
Чтобы соблюдался порядок, была запрещена любая благотворительная деятельность – этим занималось само государство.
СЛАЙД 36
Но, стоит отметить, что бесплатный коллективный труд поощрялся и приветствовался (субботники, сборы макулатуры и металлолома, школьники – тимуровцы и т.д.).
СЛАДЙД 37
При власти Советов благотворительность вообще не существовала. Возможно, действительно государство взяло на себя роль мецената, и заботилось о своих гражданах – быстро или долго, но все социальные проблемы решались (бесплатная медицина, образование, жилье, работа и т.д.).
СЛАЙД 38
Культура меценатства и взаимопомощи была вычеркнута из сознания людей – все нужное сделает государство.
СЛАЙД 39
Произошла перестройка, и снова заговорили о благотворительности – волонтеры и священники стали посещать дома престарелых и больницы, но, расцвет криминала в 90-е годы отодвинул милосердие в дальний угол.
СЛАЙД 40
В наше время многие люди занимаются благотворительностью. Их никто не заставляет и не принуждает. Они делают это, чтобы оставаться людьми. Для нас благотворительность – «не игра, а серьезная работа многих-многих людей».
СЛАЙД 41
Сложно не согласиться с тем, что в XXI веке благотворительность развивается стремительно и охватывает самые различные аспекты жизни общества. В России работают несколько сотен благотворительных фондов, учреждаются гранты и стипендии, развивается институт волонтерства, который имеет особую популярность среди студентов.
СЛАЙД 42
Таким образом, благотворительность в России является общественным явлением XXI века. Благотворительность сегодня это сложный комплекс многопрофильных учреждений, организаций, фондов, которые оказывают социальную помощь по многим направлениям. Сегодня на территории нашей страны действуют сотни различных фондов, которые ежегодно выделяют гранты и стипендии для поддержки различных сфер жизни. Постепенно начинает развиваться институт добровольчества, особенно он популярен среди студентов.
СЛАЙД 43
Владимир Владимирович Путин, обращаясь к Федеральному собранию в 2012 году отметил, что в нашем обществе наблюдается «явный дефицит духовных скреп», а именно не хватает людям милосердия, сострадания и сочувствия: "... мне больно сегодня об этом говорить, но сказать я об этом обязан. Сегодня российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп – милосердия, сочувствия, сострадания друг другу, поддержки и взаимопомощи, – дефицит того, что всегда, во все времена исторические делало нас крепче, сильнее, чем мы всегда гордились".
СЛАЙД 44
Президент уверен, что «...мы должны действовать не путем запретов и ограничений, а укреплять прочную духовно-нравственную основу общества. Именно поэтому определяющее значение приобретают вопросы общего образования, культуры, молодежной политики. Эти сферы – это не набор услуг, а прежде всего пространство для формирования нравственного, гармоничного человека, ответственного гражданина России...».
Тренинг «Они не хуже чем мы»
Этап I |
|
Тема |
«Размышление на тему толерантности» |
Цель |
|
Реквизит |
|
Этап II |
|
Тема |
«Правила игры» |
Цель |
Изучить и принять обще групповые правила |
Ход занятия |
1. Рассказываем о том, что чувствуем здесь и сейчас |
Особенности поведения старших школьников заключается в том, что дети стесняются говорить о себе и о своих переживаниях. Они предпочитают говорить о себе в третьем лице – придумывая вымышленного друга, который не может разобраться с какой – либо ситуацией, которая их вообще не волнует. Во время проведения тренинга важно донести до ребят тот факт, что откровенность и высказывания от первого лица – это не стыдно. Только такая форма работы поможет им увидеть себя и своих друзей со стороны, узнать искреннее мнение о себе, о своих достоинствах и недостатках. |
|
2. Конкретика |
|
В группе мы избегаем общих фраз. Например, фразу: «не многие в классе со мной дружат» мы заменяем на фразу: «в классе со мной дружат только Петя и Маша» или – «практически все мои одноклассники недолюбливают инвалидов» меняем на «Петров, Иванов, Сидоров и Кравцова недолюбливают инвалидов» |
|
3. Искренние суждения |
|
При работе в группе мы говорим только правду о наших чувствах по отношению к людям или событиям. Если мы не можем искренне признаться в чем – либо, то молчим. Никто не обижается на высказывания других членов группы. Все понимают, что правда одна, и лучше её знать и попытаться что – то в себе изменить, нежели прятать голову в песок, как страус, не замечая проблем, которые имеют свойство накапливаться. |
|
4. Общая тайна |
|
Все участники группы заранее договариваются о том, что все происходящее на тренинге останется только в группе и никто не узнает о чувствах и переживаниях членов группы за её пределами. Это важно, для создания доверительной и искренней обстановки. Доверяем друг другу и всем группе. |
|
5. В каждом есть что – то хорошее |
|
За время тренинга каждый участник должен услышать от других как минимум одно свое достоинство или сильную сторону своего характера. |
|
6. Обезличенная оценка |
|
Избегаем негативных высказываний о человеке. Фразу: «ты мне неприятен», заменяем на фразу: «Мне неприятно говорить с тобой, когда ты повышаешь голос». |
|
7. Активность |
|
Каждый пришел на тренинг, чтобы работать. Никто не может сидеть пассивно и молчать. |
|
8. Уважительное отношение к выступающему |
|
Мы заведомо во время тренинга договариваемся о взаимном уважении. Если кто – то из членов группы высказывается, то все внимательно и заинтересованно его слушают, давая понять говорящему своим видом и жестами то, что нам интересна его точка зрения, его мнение и его внутренний мир. |
|
9. Мы – одна команда |
|
Заранее договариваемся о доверии друг к другу и общении на «ты», в том числе и с тренером. Это поможет создать психологическое равенство, необходимое для успешной работы. |
|
Этап III |
|
Тема |
Приветствие |
Цель |
Познакомить участников группы между собой, настроить их на работу в команде |
Ход занятия |
Всем участникам тренинга тренер раздает листочки формата А4 на которых нужно записать свое имя (оно может быть даже вымышленным на время тренинга), цвет и любое живое существо, которые больше всего нравится подростку. Инструкция может быть проговорена следующим образом: «Друзья, у каждого из вас в руках лист бумаги. Давайте представим, что это наш бейдж, прочитав информацию на котором любой человек будет знать о вас исчерпывающую информацию. На листке мы напишем свое имя. Если вам не нравится свое имя, придумайте себе другое и во время наших встреч мы будем обращаться к вам только так. Справились? Хорошо. Ниже напишите свой любимый цвет. А еще ниже любое, наиболее похожее на вас – по духу или внешне – живое существо. Представьте себе, что религия, которую придумали индусы, верная. Кем бы вы хотели родиться на свет в следующий раз (только не человеком)? Затем группе дается 15 минут для свободного общения. Участники тренинга разговаривают друг с другом, уточняют имена друг друга, задают интересующие их вопросы, относительно любимого цвета и животного своих друзей. После этого все встают в круг, и каждый подросток представляет своего соседа слева, используя информацию на бейдже друга и ту, которая была получена в ходе общения. |
Этап IV |
|
Тема |
«Я – личность» |
Цель |
Цель данного упражнения – помочь подростку уважать себя и принимать себя таким, какой он есть, т.е. сформировать самоуважение и самоутверждение |
Ход занятия |
Тренер: Ребята, сейчас встаем в круг лицом друг к другу. Мы с вами организуем вечеринку в стиле диско. Задание следующее: Все строго по порядку топаем сначала левой ногой, потом правой, потом хлопаем в ладоши 1 раз. Сопровождаем движения словами – я – это – свое имя. Например – Я (левая нога) – ЭТО (правая нога) – МАША (хлопок). Отрабатываем до тех пор, пока не будет непрерывающегося и ритмичного флешмоба. |
Этап V |
|
Тема |
Дизайнер |
Цель |
Способствование формированию представлений о толерантности у подростков, выработке индивидуального толкования понятия «толерантность», соотнесение понятия «толерантность» с конкретным графическим образом в сознании у подростков. |
Ход занятия |
Группа делится на подгруппы по 3 – 4 человека. Каждой подгруппе выдается задание: разработать дизайн новой денежной купюры номиналом 500 рублей на тему толерантности и милосердия. Затем группа презентует эскиз своей купюры и защищает свое определение милосердия и толерантности. |
Этап VI |
|
Тема |
Групповой диспут |
Цель |
Целью данного обсуждения является формирование представлений о мировоззрении каждого участника тренинга на тему милосердия и толерантности. |
Ход занятия |
Тренер задает наводящие вопросы и участвует в обсуждении:
|
Этап VII |
|
Тема |
Слепой |
Цель |
Целью тренинга на данном этапе является предоставление возможности осознания у здорового человека ограничения в возможностях своего организма. |
Ход занятия |
Тренер говорит о том, что сейчас мы поиграем, но вы поймете, что чувствует инвалид, лишенный зрения и насколько ему необходима помощь других людей. Группа разбивается на пары, одному завязывают глаза, другой является его поводырем. Проектируется маршрут и создаются препятствия (бордюр, светофор, клумба, фонтан, и т.д.). Поводырь водит слепца, обходя все препятствия. Затем происходит групповое обсуждение своих чувств и эмоций. |
Этап VIII |
|
Тема |
Без рук |
Цель |
Дать возможность здоровому подростку ощутить ограничения, связанные с парализацией рук. |
Ход занятия |
Тренер связывают руки подростку и дает задание – застегнуть пуговицу на рубашке, завязать шнурки, записать домашнее задание и проч. После занятия в группе обсуждаются эмоции подростков и формулируются выводы. |
Этап IX |
|
Тема |
Я слышу. Это счастье. |
Цель |
Цель: донести подросткам о значении слуха и о великом счастье обладания им. |
Ход занятия |
Тренер предлагает послушать звуки вокруг нас, и потом рассказать об услышанном в группе. В ходе обсуждения тренер обращает внимание ребят на то великое счастье, дарованное им – счастье слышать пение птиц, голос мамы, журчание ручейка. Подчеркивается мысль о том, что некоторые дети и взрослые лишены этой благости, некоторые от рождения. |
Этап X |
|
Тема |
Как вести себя при встрече и общении с инвалидом и его семьей |
Цель |
Цель: закрепление опыта толерантного отношения к людям, ограниченным в возможностях. |
Ход занятия |
Ход занятия: обсудить с группой их реакции при встрече с инвалидом. Выработать стереотип поведения при встрече и общении со сверстником – инвалидом, с ребенком – инвалидом, с инвалидом – взрослым. Донести до ребят ту мысль, что милосердие и взаимопомощь отличают нас от животных и делают ЛЮДЬМИ. |
Этап XI |
|
Тема |
Подведение итогов |
Цель |
Закрепить полученные теоретические знания и выработать у подростков практический опыт поведения при общении с инвалидами в повседневной жизни. |
Ход занятия |
Примерные вопросы для обсуждения:
|
Этап XII |
|
Тема |
Окончание тренинга |
Цель |
Закрепить командный дух общения среди подростков в сформированной неформальной группе |
Ход занятия |
Тренер предлагает всем встать в один круг, взять друг друга за руки и улыбнуться друг другу. |
Оставьте свой комментарий к работе, нажав на кнопку «Написать». Расскажите, что именно вас не устраивает в работе, а если вы считаете, что работа содержит ошибки и неточности – нажмите на соответствующую галочку в форме отклика.
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственность за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.