Великая российская революция: февраль 1917 года
Основные вопросы изучения материала:
- Объективные и субъективные причины революционного кризиса;
- Падение монархии. Временное правительство и его программа;
- Основные политические партии в 1917 году;
- Кризисы временного правительства.
Ресурсы урока: учебник, презентация.
Основные понятия и термины: Регент. Временное правительство. Двоевластие. Учредительное собрание. Коалиционное правительство. ВЦИК Советов. «Черный передел» земли. Рабочий контроль. «Черный рынок». Спекуляция.
Основные даты, периоды: февраль-ноябрь 1917 года — Великая российская революция; февраль-март 1917 года — Февральский переворот и падение монархии; 26 февраля 1917 года — расстрел демонстрации на Знаменской площади Петрограда, переход воинских частей на строну восставших; 27 февраля 1917 года — формирование Временного комитета Государственной думы; 2 марта 1917 года — отречение Николая II; апрель, июнь, 3-5 июля 1917 года — Кризисы Временного правительства.
Персоналии: М. В. Родзянко, А. Ф. Керенский, В. И. Ленин, Г. Е. Львов, П. Н. Милюков, Николай II.
Домашнее задание: прочитать полный текст «Апрельских тезисов», ответить на вопросы.
Модули урока |
Учебные задачи для организации образовательного процесса |
Основные виды деятельности ученика |
Оценивание образовательных результатов |
Мотивационно-целевой |
Почему в России произошла революция? Была ли она неизбежной? Предположите, какие были альтернативы развития событий после Февральской революции. |
Планировать и осуществлять дополнительную познавательную деятельность по теме. Прогнозировать последствия, значение исторических процессов явлений. |
Беседа |
Ориентационный (актуализации/повторения) |
Используя знания по истории России начала 20 века, сформулируйте объективные причины развития революционных событий в стране. Используя дополнительную литературу и нтернет –ресурсы, подберите различные оценки деятельности Николая 2. С каким мнением вы согласны, с каким нет? Обоснуйте свою позицию. |
Актуализировать знания по отечественной истории с целью раскрытия причинно-следственных связей. Определять свое отношение к исторической личности, аргументировать свою позицию. |
Работа с дополнительными источниками информации. Характеристика государственного деятеля, личности. |
Содержательно-операционный |
Сравнить причины первой и второй революций в России. Выделите в них общее и различное. Опираясь на текст параграфа, составьте хронику событий Февральской революции. Почему сформированное после свержения монархии правительство получило название Временного? Назовите основные политические партии, действовавшие в Росии в 1917г. Дайте их краткую характеристику. |
Сравнивать исторические объекты на основе анализа и выделения существенных признаков. Систематизировать знания при работе с текстом параграфа. Объяснять смысл исторических понятий. Анализировать программные идеи политических партий. |
Работа с текстом учебника. Выполнение упражнения. Беседа. |
Модули урока |
Учебные задачи для организации образовательного процесса |
Основные виды деятельности ученика |
Оценивание образовательных результатов |
|
Почему Временным правительством было отложено решение вопросов о земле и о национально-государственном устройстве страны? Определите, какие общественные силы поддерживали Петроградский совет и Временное правительство. После свержения монархии в феврале 1917 г. страну ожидали серьёзные политические перемены. Как и почему менялось настроение народных масс в марте–октябре 1917 г.? Что стало общей причиной многочисленных кризисов Временного правительства? |
Объяснять сущность процессов, явлений. Группировать и систематизировать исторический материал. Устанавливать связь между явлениями в политической жизни общества и настроением различных социальных групп общества. Определять причины исторических процессов. |
|
Контрольно-оценочный |
Один из лидеров эсеров В. М. Зензинов писал: «Революция ударила, как гром с ясного неба и застала врасплох не только правительство и Думу, но и существующие общественные организации. Она явилась великой и радостной неожиданностью и для нас, революционеров». Согласны ли вы с его мнением? Аргументируйте свою позицию. В чём вы видите историческое значение февральских событий в Петрограде 1917 г.? Почему их называют Февральской революцией? Прочитайте выдержки из записки П. Н. Дурново, поданной Николаю II (13 февраля 1914 г.) (см. рубрику «Изучаем документ»). Какие из прогнозов П. Н. Дурново оправдались? Изложите причины такого неблагополучного развития событий |
Проявлять критичность мышления. Давать аргументированные собственные суждения. Высказывать суждения о значении исторического события. Связывать информацию, найденную в тексте, с информацией, полученной из других источников. |
Познавательное задание. Работать с текстом источника |
Ход урока
I. Проверка домашнего задания. Подготовка учащихся к восприятию нового материала
Проверить выполнение домашнего задания (опрос)
II. Изучение нового материала
План изучения нового материала
- Вызревание общественно-политического кризиса в 1916 г. Складывание революционной ситуации
- Причины февральской революции
- Ход революции
- Двоевластие. Создание Временного правительства
- Итоги и значение революции
Объяснение учителя
1. Вызревание общественно-политического кризиса в 1916 г. Складывание революционной ситуации.
Первая мировая война до предела обострила социально-экономические и политические противоречия в России. Кровопролитная, ненавистная народу, захватническая, империалистическая, грабительская война и вызванная ею экономическая разруха привели к мощному стихийному протесту масс. Протестовали не только низы. Буржуазия тяготилась неспособностью самодержавия решить назревшие в обществе проблемы и найти конструктивный компромисс с нею.
Таким образом, внутриполитический кризис назрел, в стране сложилась революционная ситуация. Низы не хотели жить по старому, а верхи не могли так жить. Кризис верхов выражался, с одной стороны, в нестабильности состава правительства (за 6 месяцев до революции сменилось три председателя совета министров и два председателя внутренних дел), а с другой стороны – в активизации либеральной оппозиции. Убедившись в нежелании царя идти на какие-либо уступки, либералы начинают разрабатывать планы свержения Николая II.
2. Причины февральской революции
- Росло недовольство народных масс как в тылу, так и на фронте. Ухудшалось материальное положение народа. Безудержно росли цены прежде всего на продовольствие, а также на все потребительские товары. Началась инфляция.
- В армии зрело недовольство, вызванное бездарностью высшего военного руководства и поражениями на фронтах, а также недостаточным обеспечением армии оружием и патронами, продовольствием и т.д.
- Правительство не могло управлять страной старыми методами, контролировать ситуацию в стране. Росли коррупция, произвол чиновников
- Дума («Прогрессивный блок») искала выход из сложившейся ситуации путем компромисса с царем, что привело к созданию «правительства доверия»
- Заговор и убийство наиболее одиозной личности в царском окружении – Г.Распутина
3. Ход революции
С января 1917 г. неуклонно нарастало забастовочное движение: за январь – февраль число участников различных форм протеста достигло 700 тыс. человек. 18 февраля началась забастовка на Путиловском заводе. Путиловцев поддержали рабочие других предприятий Петрограда. 23 февраля бастовала треть столичного пролетариата, а 25 февраля забастовка стала общей. Экономические лозунги сменились политическими: «Долой царизм», «Долой войну!». Возросло влияние левых партий (эсеров, меньшевиков, анархистов, большевиков, трудовиков).
Правительство пыталось опереться на вооруженную силу – воинские части, полицию, казаков. 25-26 февраля произошли первые кровавые столкновения. 26 февраля началось вооруженное восстание. Царь издал указ о роспуске Госдумы.
Генерал Хабалов, командующий Петроградским военным округом, не смог предотвратить нарастание революционного движения. 27 февраля (12 марта) солдаты перешли на сторону народа. Отряды рабочих и солдат занимали стратегически важные пункты: вокзалы, мосты, правительственные учреждения. Из тюрем были выпущены политические заключенные, деятельность правительства, государственных учреждений была парализована. В конце дня царские министры были арестованы и отправлены в Петропавловскую крепость. В армии и на флоте созданы комитеты из представителей солдат и матросов, установлено подчинение воинских частей Советам рабочих и солдатских депутатов и своим комитетам. Фронтовые части при соприкосновении с революционными переходили на сторону последних.
4. Двоевластие. Создание Временного правительства
В ходе восстания 27 февраля (12 марта) 1917 года был создан, Временный исполнительный комитет Совета рабочих депутатов, обратившийся к рабочим с призывом избрать Петроградский Совет, который был сформирован в этот же день. Совет призвал население города формировать местные комитеты во главе с назначенными им комиссарами.
1 марта Исполком Совета постановил предоставить формирование правительства Временному думскому комитету.
2 марта депутаты В.В.Шульгин и А.И.Гучков фактически вынудили царя Николая II подписать манифест об отречении от престола в пользу брата Михаила. Однако Михаил от престола отказался, объявив, что вопрос о власти должно решить Учредительное собрание.
2 марта сформировано Временное правительство. Его председателем и министром внутренних дел избран князь К.Е.Львов (кадет).
Двоевластие фактически сформировалось к марту 1917 года. Власть оказалась в руках двух центров: либерального, по сути дела буржуазного, Временного правительства и революционного Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов.
Вопрос о характере будущего правления оставался открытым, так как Временное правительство предполагало созвать Учредительное собрание для решения этого вопроса, а Петроградский совет требовал немедленно провозгласить Россию республикой.
5. Итоги и значение революции
Важнейшим итогом (в этом и заключается историческое значение) Февральской революции явилось то, что было свергнуто самодержавие – политический строй, долгое время тормозивший развитие страны. Легкость, с которой победила революция, показала, насколько слабой была к этому времени социальная опора самодержавия.
III. Закрепление изученного и задание на дом
Работа со статистическими данными
По данным ФОМ:
Эксперты: В результате февральской революции 1917 г. император России Николай II отрекся от престола. Как, по вашему мнению, – положительно или отрицательно – это событие повлияло на дальнейшую судьбу России?
Работа с текстом №2
Из декларации Временного правительства (сл.11)
- Полная и немедленная амнистия по всем делам политическим и религиозным, в том числе: террористическим покушениям, военным восстаниям и аграрным преступлениям и т. д.
- Свобода слова, печати, союзов, собраний и стачек с распространением политических свобод на военнослужащих...
- Отмена всех сословных, вероисповедных и национальных ограничений.
- Немедленная подготовка к созыву на началах всеобщего, равного, тайного и прямого голосования Учредительного собрания, которое установит форму правления и конституцию страны...
- Выборы в органы местного самоуправления на основе всеобщего, прямого, равного и тайного голосования.
Раздача первых революционных газет в Москве после Февральской революции.
Какие изменения внесла декларация в политический строй России? Какие задачи стояли перед Учредительным собранием? Охарактеризуйте принципы избирательного права, названные в декларации
По инициативе Петр. Совета – демократизация армии. ПРИКАЗ№ 1- утвержден Вр. правительством
Вопрос: к чему привело принятие этого приказа?
! С целью обобщения материала урока целесообразно заполнить таблицу-алгоритм.
Памятка-алгоритм к изучению материалов о революции
- Причины революции
- Задачи революции («зеркально» причинам революции)
- Движущие силы (классы, которые ставят задачи в данной революции и осуществляют их)
- Класс-гегемон (класс – руководитель данной революции)
- Характер революции (определятся по лозунгам, задачам революции, а также по составу движущих сил)
- Ход революции (основные этапы, их краткая характеристика)
- Итоги революции
- Значение революции: 1) международное; 2) внутреннее
! Работа над основными понятиями, составление таблицы:
Основные понятия, термины, персоналии
Двоевластие |
Переплетение двух властей власти в России после Февральской революции – Временного правительства и органов революционно-демократической диктатуры пролетариата и крестьянства – Советов. Преобладание в Советах представителей буржуазных партий обусловило поддержку ими Временного правительства и полную уступку ему власти в июле 1917 года |
Временное правительство |
Буржуазное правительство, сформированное в России в ходе Февральской революции |
Учредительное собрание |
Парламентское учреждение, которое должно было выполнять законодательные функции, в частности, законодательно утвердить новую систему власти, сложившуюся в России после Февральской революции. Заседание Учредительного собрания было открыто в Таврическом дворце в Петрограде 5 (18) января 1918 года В ночь на 7 (20) января 1918 года ВЦИК принял декрет о его роспуске |
Задание на дом. Читать $12-13 и ответить на вопросы на стр.91