В сумме 15
Разработки уроков (конспекты уроков)
Линия УМК М. И. Башмакова. Математика (1-4)
Математика
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Цель урока
Формирование умения выполнять сложение с переходом через десяток на основе знания состава числа 15.
Задачи урока
- Познакомить учащихся с составом числа 15.
Формировать умение складывать и вычитать числа в пределах 20 с опорой на состав числа 15.
Формировать умение устанавливать соответствие между рисунком, изображающим состав числа, и записью сложения.
Закреплять умение моделировать условие задачи с помощью схемы.
Закреплять умения осознанно выбирать знак арифметического действия при решении задач.
Закреплять представление о сложении и вычитании как об обратных действиях.
Закреплять умение использовать при вычислениях переместительное свойство сложения.
Развивать наблюдательность, умение видеть закономерности и делать выводы, внимание, математическую речь учащихся.
Развивать вычислительные навыки.
Виды деятельности
- Изучение состава числа 15.
Сложение и вычитание чисел в пределах 20 с опорой на состав числа 15.
Сложение однозначных чисел.
Вычитание однозначного числа из двузначного числа.
Составление схемы к условию задачи.
Выбор арифметического действия для решения задачи.
Запись решения текстовых задач.
Установление соответствия между рисунком и записью сложения.
Установление соответствия между случаем вычитания и обратным ему случаем сложения.
Распределение записей по группам в соответствии с результатом.
Ключевые понятия
- Состав числа 15, сложение и вычитание в пределах 20 с переходом через разряд, решение задач.
План урока
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Мотивация к учебной деятельности | Повторение состава числа 12. Учащиеся выполняют вычисления и отмечают записи с ответом 12. |
2 | 2. Актуализация опорных знаний | Работа с заданием № 1 учебника. Рисунки иллюстрируют связь числа 15 с другими числами. Учащиеся рассматривают геометрические модели, дополняют равенства. Установление соответствия между рисунком и записью сложения. Учащиеся рассматривают рисунки, соединяют их с подходящими суммами и объясняют свой выбор. Учитель обращает внимание детей, что у всех записей получится одинаковый результат — число 15. |
3 | 3. Постановка учебной проблемы и целеполагание | Работа с заданием № 2 учебника. Счёт тройками. Установление связи состава числа 15 с составом числа 12. Учащиеся записывают число 15 в виде суммы троек и объединяют тройки разными способами: 3 + 12 = 15, 9 + 6 =15, 6 + 9 = 15, 12 + 3 = 15. Состав числа 15. Учащиеся находят пары однозначных чисел, сумма которых равна 15, и закрашивают карточки нужными цветами. |
4 | 4. Открытие новых знаний | Состав числа 15. Заполнение пропусков в таблице (сумма числа в верхней и нижней строках должна быть равна 15). Работа с заданием № 3 учебника. Решение задачи с опорой на схему. Вопрос. Сколько всего цветов? Ответ. Неизвестно. (Ученики могут сразу сказать, что всего 15 цветов.) Вопрос. Как найти? Ответ. Сложением. (Отмечаем на схеме общее количество: 9 + 6.) Вопрос. Какие цветы в букете? Ответ. Васильки и ромашки. (Делим овал пополам, отмечаем данные.) Учащиеся записывают решение задачи: 1) 9 + 6 = 15; 2) 15 – 3 = 12. |
5 | 5. Первичное закрепление | Работа с заданием № 4 учебника. Приём дополнения до десятка при сложении изложен в стихотворной форме. Запоминание случая 7 + 8 = 15. Учитель напоминает учащимся правило перестановки чисел в сумме и предлагает составить соответствующие равенства с ответом 15 к тем, которые записаны в рамках (9 + 6 = 15 и 7 + 8 = 15). Ученики записывают равенства 6 + 9 = 15 и 8 + 7 = 15. Заполнение пропусков в равенствах, отражающих состав числа 15. Ученики определяют, какие слагаемые пропущены в равенствах, и заполняют пропуски числами. |
6 | 6. Самостоятельная работа с самопроверкой | Работа с заданием № 5 учебника. Решение задачи с опорой на схему. Вопрос. Какие мячи есть в спортзале? Ответ. Волейбольные, баскетбольные и теннисные. (Делим овал на три части и записываем буквы и числовые данные.) Учащиеся записывают решение задачи: 1) 8 – 1 =7; 2) 8 + 7 = 15. Полезно обратить внимание учащихся, что в задаче не спрашивается о том, сколько всего мячей, значит, решение закончено. Закрепление умения выполнять сложение и вычитание чисел на основе знания состава числа 15. Учащиеся выполняют вычисления, соединяют записи вычитания с соответствующими случаями сложения. |
7 | 7. Итог урока | Работа с заданием № 6 учебника. Проверка запоминания случаев сложения с переходом через десяток. Сначала учащиеся называют суммы, равные 12 (8 + 4, 9 + 3, 7 + 5), затем — суммы, равные 15 (8 + 7, 9 + 6, 7 + 8, 6 + 9). Можно предложить ученикам выполнить сложение других чисел в столбиках, дополняя первое слагаемое до десятка. Закрепление состава чисел 12 и 15. Учащиеся распределяют суммы по группам в соответствии с результатом. |