В России кругом измена, и трусость, и обман!
На уроке анализируются причины и последствия падения монархии в России, дается оценка событий 1917 года, проходит систематизация и повторение знаний по теме. В работе используются исторические карты, документы, письма и отрывки из дневников, презентация.
Материал был представлен на конкурс «100-летие Великой российской революции 1917 года».
Цель урока: охарактеризовать и проанализировать причины, последствия и дать оценку падения монархии в России, прихода к власти большевиков .
Задачи урока:
- - на основе работы с текстом учебника, с исторической картой и презентацией повторить материал по теме «Революции 1917 года», систематизировать его;
- сформировать у учащихся умение формулировать причины, последствия падения монархии, прихода к власти большевиков;
- воспитывать патриотизм на примерах беззаветного служения Родине, мужества, бесстрашия;
- на основе анализа полученной из различных источников информации научиться формулировать и решать познавательные задачи;
- развивать коммуникативные способности при работе в группах.
Планируемые результаты:
Предметные:
- воспроизводить исторические факты, выделять главное, давать определения терминам: «революция», «буржуазно-демократическая революция», «диктатура пролетариата», «государственный переворот».
- выявлять причины победы либеральных сил.
Метапредметные:
- определять тему урока, цели;
- развивать речь, умение получать информацию из учебника;
- развивать историческое и логическое мышление при решении проблемных задач.
Личностные:
- развивать познавательный интерес к пополнению новых знаний;
- работать в группе, вступать в диалог, высказывать свое мнение, участвовать в коллективном обсуждении.
Тип урока: Обобщение ранее изученного материала.
Ход урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|||||||||||||||||||||||||||
I. Мотивационно-целевой этап.
1. Организационный момент. |
Добрый день. Сегодня мы попытаемся взглянуть на историческую эпоху «1917 года» с разных сторон. |
|
|||||||||||||||||||||||||||
2. Актуализация знания.
|
Для того, чтобы определить тему урока, предлагаю выполнить задание. Я буду задавать вопрос, если на него отвечаете правильно, то снимаем слово с доски. На доске слова:
Презентация (1 слайд)
|
Отвечают на вопросы: 1. О ком писал поэт Бальмонт?
Наш царь - Мукден, наш царь - Цусима, Константин Бальмонт стихотворение «Наш царь». 2.Как поэт относится к Николаю II? Почему? 3.Что произошло после отречения Николая II? 4.На какие части распалось население России и по какому принципу? 5. Как можно озаглавить тему нашего урока? 6. Почему две России? Россия монархическая и Россия лапотная. 7. Какие два цвета мы будем использовать в своих работах? Что они означают? (белый и красный) |
|||||||||||||||||||||||||||
3. Мотивация.
|
У нас остались слова: измена, трусость и обман. Как вы думаете, чьи это слова? Прочтите отрывок из дневника политического деятеля и укажите год, когда была сделана эта дневниковая запись. «Утром пришёл Рузский и прочёл свой длиннейший разговор по аппарату с Родзянко. По его словам, положение в Петрограде таково, что теперь министерство из Думы будто бессильно что-либо сделать, так как с ним борется социал-демократическая партия в лице рабочего комитета. Нужно моё отречение. Рузский передал этот разговор в ставку, а Алексеев – всем главнокомандующим. К 2 1/2 ч. пришли ответы от всех. Суть та, что во имя спасения России и удержания армии на фронте в спокойствии, нужно решиться на этот шаг. Я согласился. Из ставки прислали проект манифеста. Вечером из Петрограда прибыли Гучков и Шульгин, с которыми я переговорил и передал им подписанный и переделанный манифест. В час ночи уехал из Пскова с тяжёлым чувством пережитого. Кругом измена и трусость и обман!» |
Ответы учащихся.
|
|||||||||||||||||||||||||||
II. Ориентировочный этап. 1. Определение цели урока и плана. |
Презентация (2-3 слайды) Итак, тема нашего урока: «В России кругом измена и трусость и обман!». В конце урока вы мне скажете, почему в России столько бед. Предлагаю определить вопросы, которые можно рассмотреть на уроке.(На презентации).
Знаменитый английский историк Э. Х. Карр не ошибся, когда почти 40 лет назад утверждал, что историки будущего будут ещё долго спорить и резко расходиться в своих оценках российской революции 1917 г., как это было в своё время с Великой французской революцией. Одни будут, пророчествовал он, её прославлять как историческую веху в освобождении человечества от гнёта, другие — проклинать как преступление и катастрофу. Сегодня действительно существует много подчас диаметрально противоположных взглядов на Великую российскую революцию. Одни авторы утверждают, что революция 1917 г. — народная революция, первый открытый вызов капиталистической системе, самое великое событие мировой истории, прорыв в «светлое будущее». С точки зрения другой большой группы исследователей, напротив: Октябрь 1917 г. — это переворот, совершённый кучкой фанатиков-большевиков, нарушивший естественный ход истории, породивший кровавую диктатуру. Между этими крайними точками, как водится, имеется множество промежуточных, компромиссных оценок и мнений [Великая российская революция 1917 года. Дискуссионные вопросы.] |
Учащиеся называют свои вопросы.
|
|||||||||||||||||||||||||||
2. Актуализация знаний по теме «1917 год»
|
Прочтите отрывок из сочинения теоретика одного из революционных течений. «Февральская революция считается демократической революцией в собственном смысле слова. Политически она развёртывалась под руководством двух демократических партий: социалистов-революционеров и меньшевиков. Возвращение к "заветам" Февральской революции является и сейчас официальной догмой так называемой демократии... Обе демократические партии пользуются к тому же значительным досугом уже свыше тринадцати лет, причём каждая из них располагает штабом литераторов, которым во всяком случае нельзя отказать в опытности. И тем не менее мы не имеем ни одной заслуживающей внимания работы демократов о демократической революции. Лидеры соглашательских партий явно не решаются восстановить ход развития Февральской революции, в которой им довелось играть такую видную роль. Не удивительно ли? Нет, вполне в порядке вещей. Вожди вульгарной демократии тем опасливее относятся к действительной Февральской революции, чем смелее они клянутся её бесплотными заветами. То обстоятельство, что сами они занимали в течение нескольких месяцев руководящие посты, как раз больше всего и заставляет их отвращать взоры от тогдашних событий. Ибо плачевная роль меньшевиков и социалистов-революционеров отражала не просто личную слабость вождей, а историческое вырождение вульгарной демократии и обречённость Февральской революции как демократической».
Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. 1) Лидером одной из партий, названных в отрывке, являлся П.Н. Милюков. 2) Данный отрывок написан в период 1920-1925 гг. 3) Автор выражает позицию партии большевиков по отношению к партиям, названным в отрывке. 4) Автор критикует представителей партий, названных в отрывке, за их деятельность в ходе указанной революции. 5) Революция, о которой идёт речь, привела к изменению формы правления в России. 6) Партии, названные в отрывке, являлись либеральными и состояли в основном из представителей крупной и средней буржуазии. Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. |
Решают задание. (ответ 345).
|
|||||||||||||||||||||||||||
III. Поисково-исследовательский этап. 1. Работа в группах по изучению нового материала.
|
- Для более эффективной работы мы разделились на группы тех, кто не доволен Николаем II. Определите по текстам, чьи интересы они отражают. Каждой группе дается задание. 1 группа Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1–С3. Ответы предполагают использование информации из уточника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода. Из письма В.А. Маклакова. «Многоуважаемый Иван Иванович. Я с большим удовольствием прочёл Вашу блестящую статью о Гучкове… Вы видите в его фигуре парадокс: Гучков страстно любил Россию и ненавидел то, что Россия любила, т. е. государя. В этом Вы видите и роковую ошибку его жизни. Как можно было низвергать даже плохого государя? Надо было сознавать, что «мистики, окружавшей историческую царскую власть, за несколько месяцев не создать». Всё это правда, но упрек не по адресу. Гучков это хорошо понимал; и не он стремился низвергнуть в России царскую власть. Если он оказался прикосновенным к дворцовому заговору, то из преданности монархии. По всему Петербургу ходила тогда поговорка: «чтобы спасти монархию, надо убить монарха». <…> Ведь Россия знала примеры, как низложением и убийством царей вели к лучшему царствованию… Гучков именно так смотрел на [государя], когда он в последние месяцы всецело попал под влияние императрицы и Распутина. Вы не так смотрите на [государя], но это спорный вопрос. Трагизм его судьбы, его поведение в последние месяцы с ним примирили. Вы правы даже в том, что,не будь катастрофы, его бы царствование могло бы оказаться блестящим. При нём была бы введена конституция и открыт выход в Средиземное море; но ведь всё это могло быть достигнуто только помимо него и вопреки ему. От него самого ничего хорошего не было. Судьба послала ему двух великих людей – Витте и Столыпина, он им мешал и завидовал им мелкой и не царской завистью; они его затмевали. Что в целом царская власть Россию двигала вперёд, я согласен, но это царская власть в совокупности, а не власть каждого отельного монарха, некоторые её толкли назад». 1.Назовите государя, о котором идёт речь в тексте. Укажете годы его царствования. Какими событиями завершилось это царствование? 2. Как автор письма оценивает роль государя, о котором идёт речь в тексте, в развитии русской монархии? Какие личные черты, действия, поступки государя приводятся автором письма для аргументации своей позиции? Укажете не менее двух аргументов, приведённых авторам в подтверждение своей оценки. 3.Привлекая истерические знания, укажете не менее трёх причин «катастрофы», о которой говорится в тексте, кроме причин, указанных автором письма. Презентация (4-5 слайды) |
Обучающиеся работают с текстом, отвечают на вопросы к тексту. Гучков И.И. представитель октябристов, буржуазии Работают с учебником, текстом, отвечают на вопросы. 1. Пояснение. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
2. Пояснение. Может быть указано, что автор письма
Могут быть указаны следующие аргументы:
3. Пояснение. Могут быть указаны следующие причины революции 1917 г.:
|
|||||||||||||||||||||||||||
2 группа Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1-СЗ. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода. Из воспоминаний государственного деятеля «К исходу дня 27 февраля весь Петроград был в руках восставших войск. Прежняя государственная машина прекратила работу... В Думе мы к тому времени учредили центральный орган для осуществления контроля над действиями войск и восставших. Временами стихия толпы принимала столь мощный размах, что, казалось, вот-вот захлестнёт всех нас, но мало-помалу напор её стихал, давая нам несколько минут передышки. Снаружи Таврический дворец более напоминал военный лагерь, нежели законодательный орган. ...Мы были вынуждены дожидаться ночи, когда рассеялись толпы людей и опустели залы и коридоры. Наступила тишина, и в комнатах Временного комитета начались бесконечные дискуссии, конференции, страстные споры. Там, в ночной тиши, мы приступили к созданию контуров новой России... Благословен человек, которому выпадает на долю пережить роковые поворотные годы в мировой истории, ибо он получает возможность заглянуть вглубь истории человечества, стать свидетелем того, как разрушается мир, мир старый, и возникает новый. ...То был исторический момент, породивший [новую Россию], которая заняла место России, осквернённой и загаженной Распутиным и ненавистной всем монархией. Непопулярные чиновные лица были буквально сметены со своих постов, многие из них — убиты и ранены. Рабочие на заводах, прекратив работу, принялись устранять неугодных им управляющих и инженеров, вывозя их на тачках за пределы предприятий. В некоторых районах крестьяне... стали на свой лад решать аграрный вопрос, изгоняя помещиков и захватывая их земли... После трёх лет войны до предела уставшие на фронте солдаты отказывались подчиняться своим офицерам и продолжать войну с врагом» 1. О каком событии идет речь в документе? К какому году оно относится? Какие два основных новых органа власти возникли в начале этого события? 2. На основе текста и знаний по истории укажите не менее трёх причин описанного в тексте события. 3. Каким было отношение автора к событию? Укажите не менее двух положений из текста, свидетельствующих об этом отношении
|
Обучающиеся работают с текстом и отвечают на вопросы. Представители толпы: рабочих, крестьян, горожан. Ответы учащихся. 1. Пояснение. Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) событие — Февральская революция (свержение монархии); 2) год — 1917 г.; 3) органы власти:
2. Пояснение. Могут быть названы следующие причины Февральской революции:
3. Пояснение. 1. Может быть указано:
2. Могут быть приведены следующие положения. об этом свидетельствующие:
|
||||||||||||||||||||||||||||
3 группа «Тягостное заседание Совета в Университете.(...)На повестке стояло уже "Ректор университета" вместо "Ректор Императорского университета". Новое здание все продолжает быть занятым милицией, арестованными и т. д. Грязь в четверть аршина на полу, все скамьи и столы также покрыты грязью... В Богословской аудитории заседают вновь образовавшиеся студенческие организации: "Студенческий дом" и "Совет студенческих депутатов". Все это делается «захватным правом». Университетские власти бессильны. Положение Совета самое унизительное. Решено идти навстречу, образовать общий комитет из профессоров, младших преподавателей и студентов для улаживания разных подобных вопросов... В нынешнем заседании блеснул И. И. Иванов, красноречиво доказывавший, что уступки студентам ни к чему не поведут, что они захватили власть. «Мы не для того сломали царя, – закончил он, – чтобы попасть под тиранию толпы»... Мы потом прогулялись до Пречистенского бульвара, где по его верхнему проезду видели движение демонстрации по случаю празднования революции. Длиннейшая толпа двигалась, неся красные плакаты с разными надписями. Нечто вроде крестного хода, только несравненно более длинного. Толпа пела визгливыми голосами "Вставай, подымайся, рабочий народ!" На улицах мальчишки, продавая листки, кричали: "Преступления Николая II"!» 1. К какому году относится запись в дневнике? С каким событием связана ситуация в университете? В какой форме проявлялась общественная активность студентов? 2. Какие настроения университетской профессуры отражает текст? Укажите не менее трёх позиций. 3. Какие характерные черты переломной для судеб страны революционной эпохи отразились в данном документе? Укажите не менее трёх черт. Презентация (6 слайд) |
Обучающиеся работают с текстом и отвечают на вопросы. Представители интеллигенции. Ответы учащихся. 1. Пояснение. События произошли в 1917 году. Ситуация, сложившаяся в университете, связана с событиями Февральской революции, в результате которой было свергнуто самодержавие. Общественная активность студентов проявилась в создании студенческих организаций. 2. Пояснение. Университетская профессура с тревогой наблюдала за событиями в стране. Их беспокоила ситуация безвластия, опасность установления власти толпы, прекращения занятий, грязь в аудиториях. 3. Пояснение. В данном документе отразились черты революционной эпохи:
|
||||||||||||||||||||||||||||
4 группа Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1–С3. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода. Из протокола допроса А. В. Колчака «Как раз перед концом заседания прибыл ген. Корнилов <...> Корнилов сказал, что в городе происходит вооружённая демонстрация войск против правительства, что он располагает достаточными силами, чтобы прекратить это выступление, и в случае надобности, если бы произошло вооружённое столкновение, у него есть уверенность в возможности подавления этого движения. Поэтому он просил, чтобы правительство санкционировало это и дало возможность немедленно начать действовать. Это послужило поводом к обмену мнениями и дебатам, при чём особенно против восставали Львов и Керенский, который заявил: “Наша сила заключается в моральном воздействии, в моральном влиянии, и применить вооружённую силу значило бы вступить на прежний путь насильственной политики, что я считаю невозможным”. На этом заседание закончилось <.. .> За время пребывания в Петрограде я убедился, что это правительство состоит из людей искренних и честных, желающих принести возможную помощь родине <...> Они искренно хотели спасти положение, но опирались при этом на очень шаткую почву, — на какое-то нравственное воздействие на массы, народ, войска. Для меня было также совершенно ясно, что это правительство совершенно бессильно, что единственный орган, который выдвигается и вполне определился, — Совет солдатских и рабочих депутатов — ведёт совершенно открыто разрушительную работу в армии и вообще в отношении вооружённой силы, открыто выставляет лозунги прекращения войны с Германией и т. д.». 1. Укажите год, к которому относятся описанные события, и название правительства, о котором идёт речь. 2. Как А. В. Колчак оценивает положение, возможности данного правительства? Какие причины такого положения правительства он указывает? 3. На основе знаний по курсу истории приведите не менее трёх задач, разрешение которых взяло на себя при создании данное правительство. Презентация (7слайд) |
Обучающиеся работают с текстом и отвечают на вопросы. Представители военных, офицеров. Ответы учащихся 1. Пояснение. Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) год — 1917 г. 2) название правительства — Временное 2. Пояснение. Может быть указано, что по мнению А. В. Колчака
Могут быть приведены следующие причины бессилия Временного правительства, указанные в тексте:
3. Пояснение. Могут быть указаны следующие задачи, упоминаемые (косвенно), в тексте:
|
||||||||||||||||||||||||||||
5 группа Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 1-3. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода. Из воспоминаний политического деятеля «___________, фактически сосредоточивший в своих руках правительственную власть, очутился в особенно трудном положении: он не мог не понимать, что только меры сурового принуждения, предложенные Корниловым, могли ещё, быть может, спасти армию, освободить окончательно власть от советской зависимости и установить внутренний порядок в стране. Несомненно, освобождение от советов, произведённое чужими руками или свершившееся в результате событий стихийных, снимавших ответственность с Временного правительства и ___________, представлялось ему государственно полезным и желательным. Но добровольное принятие предуказанных командованием мер вызвало бы полный разрыв с революционной демократией, которая дала [ему] имя, положение и власть и которая, невзирая на оказываемое ею противодействие, всё же, как это ни странно, служила ему хоть и шаткой, но единственной опорой. С другой стороны, восстановление власти военного командования угрожало не реакцией – об этом [он] часто говорил, хотя вряд ли серьёзно в это верил – но, во всяком случае, перемещением центра влияния от социалистической к либеральной демократии, крушением социал-революционной партийной политики и утратой преобладающего, быть может, и всякого, влияния его на ход событий. …В свою очередь [он] ещё 13–14 августа в Москве, в дни Государственного совещания, ожидал активного выступления со стороны приверженцев Корнилова и принимал меры предосторожности. Несколько раз ____________ возбуждал вопрос об удалении Корнилова, но, не встречая сочувствия этому решению ни в военном министерстве, ни в среде самого правительства, с тревогой ждал развития событий. Ещё 7 августа помощник комиссара… предупредил Корнилова, что вопрос об его отставке решён в Петрограде окончательно. Корнилов ответил: "Лично меня вопрос о пребывании на посту мало занимает, но я прошу довести до сведения кого следует, что такая мера вряд ли будет полезна в интересах дела, так как может вызвать в армии волнения"…»
Презентация (8-9-10слайды)
|
Обучающиеся работают с текстом и отвечают на вопросы. Представители Временного правительства. 1. Пояснение. Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) год — 1917 г.; 2) политический деятель — А.Ф. Керенский; 3) пост, который занимал генерал Л.Г. Корнилов, — Верховный главнокомандующий. 2. Пояснение. Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) причина, по которой меры, предложенные Л. Г. Корниловым, могли быть выгодны:
2) причина, по которым меры, предложенные Л. Г. Корниловым, не устраивали А. Ф. Керенского:
3) ответ на вопрос — отставка Л. Г. Корнилова могла вызвать в армии волнения. 3. Пояснение. Правильный ответ должен содержать примеры: 1) Временное правительство было образовано лишь после совещания лидеров Петроградского Совета и представителей Временного комитета Государственной думы, произошедшего в ночь с 28 февраля на 1 марта 1917 г., и как результат этого соглашения; 2) 1 марта Петроградский Совет издал «Приказ № 1», который имел отрицательные последствия для сохранения дисциплины в армии, при этом Временное правительство не смогло приостановить его распространение и действие; 3) свою зависимость от Совета Временное правительство показало в своём первом документе — «Декларации Временного правительства о его составе и задачах» от 3 марта 1917 г., где был пункт о «неразоружении и невыводе из Петрограда воинских частей, принимавших участие в революционном движении»; 4) в апреле 1917 г., после опубликования «ноты Милюкова», разразился политический кризис, который привёл к формированию нового состава Временного правительства, в создании которого активное участие принял Исполком Петроградского Совета; 5) Временное правительство попыталось опереться на руководство Советов, согласившись на их предложение о созыве Демократического совещания и создания Предпарламента в сентябре – октябре 1917 г.
|
||||||||||||||||||||||||||||
IV. Рефлексивно-оценочный этап. 1. Первичное закрепление изученного материала.
|
Игра «Реставрация» 1.Прочтите отрывок из исторического текста о событиях августа 1917 г. и укажите, кто выступил с этим заявлением. «Великая родина умирает. Близок час ее кончины. Вынужденный выступить открыто, (…) заявляю, что Временное правительство (…) убивает армию и потрясает страну изнутри (…) Я (…) заявляю (…) что мне ничего не надо, кроме сохранения Великой России, и клянусь довести народ — путем победы над врагом — до Учредительного собрания, на котором он сам решит свои судьбы и выберет уклад новой государственной жизни.» 1) П. А. Столыпин 2) П. Н. Милюков 3) Л. Г. Корнилов 4) А. В. Колчак
|
Ответ: Корнилов Л.Г.
|
|||||||||||||||||||||||||||
2. Установите соответствие между революционными событиями в России и их датами.
Политика Николая II вела монархию к гибели. Так полагали другие члены правящей династии. Царь ведет страну к катастрофе – считали лидеры большинства думских партий. Бездарное руководство войной привело к неоправданным потерям и поражениям – делились своими опасениями высшие военные руководители страны. Все они видели в сложившейся ситуации единственный выход: отстранение Николая Романова от власти. Никто из них не предполагал, что именно их действия по спасению страны и станут спусковым механизмом ее уничтожения. Не начни все эти круги «спасать» Российскую империю, вполне возможно, что она существовала бы еще и сегодня! (Николай Стариков» |
Ответ: 3625
|
||||||||||||||||||||||||||||
3. Нади отличия! Сравнить 2 картины посвященные партии большевиков. Презентация (11 слайд)
|
Яркий пример трансформации мифов - две картины одного и того же художника. Один и тот же сюжет: "Первое появление В.И. Ленина на заседании Петросовета в Смольном 25 октября 1917". Автор - Юон К.Ф.
Первый вариант выступления Владимира Ильича перед членами Петросовета написан в 1927 году. Много народа, много вождей.
В версии картины 1935 года солдат и рабочих по-прежнему много, а вот ряды вождей изрядно поредели. |
||||||||||||||||||||||||||||
2. Саморефлексия.
|
Лист самооценивания (подчеркнуть)
|
|
|||||||||||||||||||||||||||
3. Повторить тему, написать эссе «1917 год» |
Подведем итоги урока:
Презентация (12 слайд) |
Рабочий вариант ученического эссе: Данный исторический период – это очень значимое и в то же время тяжёлое время для истории России. Это время великих перемен – двух революций и падения самодержавия, а также сложные военные годы. В своём историческом сочинении я хочу показать основные события периода и их влияние на Россию. Главным идеологом социалистической революции являлся Владимир Ильич Ленин, он и его окружение сыграло значимую роль в подготовке и осуществлении Октябрьского переворота 1917 года. В частности Лениным были развернуты обширные организационные мероприятия в целях агитации и постройки крепкого фундамента для будущей власти. Временное правительство к этому времени потеряло всякий авторитет и поддержку народа вследствие апрельского, июньского кризисов, а также неудачного контрнаступления армии на восточном фронте и Корниловского мятежа. Председатель Временного правительства – Керенский, во время подавления мятежа совершил серьезную ошибку, которая, в общем, и решила его судьбу. В частотности Керенский вернул большевиков из подполья, чтобы те помогли ему справиться с Корниловым. В след за этим большевики штурмуют Зимний дворец, низлагают и арестовывают Временное правительство. В результате данного события устанавливается власть Советов и начинается формирование нового правительства. В январе 1918 года было созвано Учредительное собрание, которое, как предполагали большевики, легитимизирует и упрочит их власть. На деле же собрание отвергло Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа, и для удержания власти его пришлось разогнать. Как следствие этого, в стране обострилось общественное противостояние, в то же время окончательно закрепилась власть РСДРП(б). Таким образом, данный период стал переломным в истории Российского государства. С одной стороны он позволил осуществить давнее стремление народа к социальному равенству и справедливости, благодаря большевикам, которые отменили сословия, но с другой стал поводом к кровопролитной Гражданской войне, которая продолжалась около четырех лет и оставила разрушительный след в социально-экономическом положение |