Ужурская волость в пламени гражданской войны
Цели:
- познакомить учащихся с причинами и ходом военно-политического противостояния между «красными» и «белыми» в ходе гражданской войны на основе краеведческого материала;
- научить их дискуссировать, анализировать события, выделять причинно-следственные связи, делать выводы;
- развивать умения учащихся работать с историческими источниками, учебными текстами.
Оборудование: Учебник «История России. Начало XX – начало XXI века», 10 класс (О. В. Волобуев, П. Н. Романов, С. П. Карпачёв), Контурные карты по всемирной истории. Россия и мир. 10-11 классы, Изд-во "Дрофа", компьютер, мультимедийный экран, репродукции портретов лидеров "красного" и "белого" движений в Сибири (П.Е. Щетинкина, А.Д. Кравченко, М.Х. Перевалова, А.В. Колчака, Р. Гайды), выставка книг о гражданской войне, фильм «История России 1918 – 1919 годов. Начало Гражданской войны», аудиозапись революционной песни «Вы жертвою пали в борьбе роковой».
Ход урока
I. Организационный момент.
Накануне занятия классу даётся задание: прочитать о биографиях лидеров "красного" и белого" движений в годы гражданской войны. Класс делится на четыре команды. Каждая команда выбирает название, назначает себе капитана.
II. Объявление темы и целей занятия.
Эпиграф к уроку (Слайд №2):
… Все рядком лежат,
Не развесть межой
Поглядеть: солдат!
Где свой? Где чужой?
Белый был – красным стал:
Кровь обагрила.
Красным был – белый стал:
Смерть побелила».
Марина Цветаева
Учитель: Гражданская война – страшное словосочетание, в котором мы слышим скорее не фанфары побед, а горькие стоны и плач матерей и отцов над истерзанными и убитыми такими же, как и их дети русскими людьми. Это война, в которой не стояло вопроса, кто одержит Победу. В этой войне речь шла больше о том, кто останется жить и строить новое будущее, а кто будет истреблён и забыт.
Отсюда и ничем необъяснимая жестокость, и драматизм борьбы. Трагедия этой войны выразилась в расколе общества на “своих” и “чужих”, колоссальных человеческих жертвах, развале экономики. Достаточно знать одно: неважно, кто победил. Главной жертвой гражданской войны был народ.
Сегодня мы поговорим о гражданской войне на земле родного нам Ужурского района, а вам будет дана возможность высказать свое мнение и взгляд на трагические события, которые происходили в нашем районе и всей России ровно 100 лет назад.
(Просмотр фильма «История России 1918 – 1919 годов. Начало Гражданской войны»).
III. Проверка знаний учащихся по теме. Работа в группах.
1. Хронологический диктант «Замок и ключ» (Слайд №3) (ПРИЛОЖЕНИЕ 1).
Задание: на столах у команд лежат по два конверта. В одном названия событий, а в других исторические даты, связанные с началом гражданской войны. Соотнесите события и ключевые даты, подобрав нужный ключ к замку. Ключ к замку приклеивается при помощи клей-карандаша.
Назовите годы начала и окончания гражданской войны |
1918 – 1922 гг. |
Когда начал работу второй съезд Советов |
25.10. 1917 г. |
Дата открытия и разгона Учредительного собрания |
5–7.01. 1918 г. |
Начало иностранной интервенции, высадка английских войск в Мурманске |
6–8.03. 1918 г. |
Декрет ВЦИК об образовании Комитетов бедноты |
11.06. 1918 г. |
Когда принята первая Конституция Советской России |
10.07. 1918 г. |
Расстрел царской семьи |
16–17.07. 1918 г. |
Декрет ВЦИК о «красном терроре» |
5.09. 1918 г. |
Колчаковский переворот в Омске |
8.11. 1918 г. |
(Команды сдают конверты с ответами. Они будут проверены во время самостоятельной работы).
IV. Изучение новой темы.
2. Рассказ учителя.
Команды прослушивают информацию о хронологии политических и военных событий накануне и во время противостояния партизан и «белогвардейцев-колчаковцев» в Ужурской и соседних волостях (ПРИЛОЖЕНИЕ 2). Синхронно с рассказом идёт показ слайдов № 4-20 презентации «Гражданская война на Ужурской земле: события и люди» (перелистывать слайды может один из учащихся). В ходе рассказа прослушивается революционный похоронный марш "Вы жертвою пали..." (слайд 18), который исполняли ужурские комсомольцы, прощаясь с павшим за Советскую власть председателем Ачинского подпольного комитета Дмитрием Суровым.
3. Работа с документами. Анализ исторических данных.
Перед каждой командой на столе лежит карточка с текстом фрагмента книги «Из истории Ужура и района» первого директора краеведческого музея В.И. Шауба, 1990 г. (ПРИЛОЖЕНИЕ 3).
(Слайд 21) По два представителя от команд выполняют задание: проанализировать документ, сформулировать краткие и точные ответы на вопросы к нему.
(Слайд 22) Остальные участники, работают в командах над заполнением схемы «Фишбоун» («рыбий скелет») с опорой на материал §7-8 учебника (стр. 60-63) «История России. Начало XX – начало XXI века», 10 класс (О. В. Волобуев, П. Н. Романов, С. П. Карпачёв).
Правила заполнения схемы: Сверху раскрыть понятия темы и причины, которые привели к проблеме – противостоянию между «красными» и «белыми».
Примерный ответ:
- Октябрьская революция 1917 г., взятие власти партией большевиков.
- Национализация всей земли, конфискация помещичьих земель.
- Попытки помещиков и буржуазии вернуть дореволюционный порядок.
- Разгон большевиками Учредительного собрания.
- Глубокий общенациональный кризис в России к началу 1917 г.
Снизу перечислить факты, подтверждающие, существование причин, которые привели к гражданской войне на Ужурской земле.
(Группы анализируют материалы, выступают с ответами на вопросы, делают выводы).
Учитель: Основные итоги гражданской войны неутешительны, однако после неё Россия получила уникальный шанс – начать строить новое, совершенно иное государство (Слайд №23):
- большевики одержали как политическую, так и военную победу;
- взяв власть в свои руки они сумели сохранить государственность и суверенитет страны.
Война оставила неизгладимые раны на теле и душе как русского народа, так и всех проживающих на просторах России народностей. Подтверждением этому является то, что:
- наша страна понесла колоссальные людские потери (2,1 млн. человек убито, 5,1 млн. умерли от эпидемий, около 2 млн. эмигрировали из страны);
- народному хозяйству был нанесён ущерб в размере свыше 50 млрд. рублей;
- производство сократилось в 7 раз.
4. Итоги основной части занятия.
Учитель: Итак, мы с вами рассмотрели ряд проблем и выяснили, что существует множество факторов, которые в целом должны были привести по итогам гражданской войны к установлению власти большевиков по всей России. Опираясь на факты, выделили причины этого события.
- крестьянство в начальной стадии нейтрально отнеслось к победе социалистической революции, но после первых декретов Советской власти постепенно переходило на сторону «красных»;
- белое движение было малочисленно, не опиралось на главную силу России – крестьянство;
- большевикам удалось создать огромную армию – боеспособную, дисциплинированную;
- в лагере «белых» не было согласованности;
- интервенция и «колчаковщина» оттолкнули от белого движения его сторонников.
5. Конкурс-разминка по теме “Личность в истории” (Слайд 24).
На столах команд лежат фишки с номерами от 1 до 10. На мультимедийной доске имена и портреты политических деятелей периода гражданской войны.
Задание: Угадать, кто это и чье высказывание? Команды поднимают фишки с вариантами ответов.
- М.Я. Голощапов,
- Л.Г. Корнилов,
- Л.Д. Троцкий,
- Р. Гайда
- М.Х. Перевалов,
- А.В. Колчак,
- А.А. Колосов,
- И.В. Сталин,
А. Кто сказал? “Мы открыто ковали волю масс на восстание, наше восстание победило. Теперь нам предлагают: откажитесь от победы, заключите соглашение. С кем? Жалкие единицы, вы – банкроты, ваша роль сыграна, отправляйтесь туда, где вам отныне надлежит быть: в сорную корзину истории…”. (3)
Б. Кто это? “Родился в 1870 г. В 28 лет окончил Академию Генштаба. Был высокообразованным человеком, знатоком восточных языков, автором научных трудов. мировую войну начал на Юго-западном фронте, командовал бригадой. Когда стал командиром 8-й армии близко сошелся с комиссаром Временного правительства Савинковым. С подачи Савинкова Керенский стал двигать его…Меньше чем за месяц он прошел путь от командующего армией до главнокомандующего, сменив на посту Брусилова…”. (2)
В. Для пользы дела мне необходимы военные полномочия. Я уже писал об этом, но ответа не получил. Очень хорошо. В таком случае я буду сам, без формальностей свергать тех командармов и комиссаров, которые губят дело. Так мне подсказывают интересы дела, и, конечно, отсутствие бумажки от Троцкого меня не остановит. (8)
Г. Он был избран первым большевистским комиссаром Ужурской волости, который был предан, а затем схвачен колчаковцами в селе Михайловке в июле 1918 года. Его подвергли мучительным пыткам, но так ничего и не добившись, расстреляли. Захоронен в братской могиле Ужура. (7)
Д. Он участвовал в Северной полярной экспедиции Академии наук, во время русско-японской войны попал в плен к японцам. В 1916–1917 гг. командовал Черноморским флотом. Был одной из кандидатур на пост военного диктатора. Узнав о заключении Брестского мира, он явился в британское посольство и попросился на любую должность в английскую армию, чтобы “ смыть позор со своей страны”. (6)
Е. Будучи членом волостного исполнительного комитета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов, он занимал пост народного судьи с начала 1918 года. Руководил подпольным штабом. Как представитель Советской власти в марте 1919 года был казнён белогвардейцами на базарной площади Ужура. Его имя увековечено в названии одной из улиц города. (1)
Ж. Он – участник Первой мировой войны. Руководил Итатским партизанским отрядом в боях с соединениями "белой" армии на Мариинском фронте. После установления режима диктатуры Колчака, возглавил деятельность по созданию партизанского отряда в селе Корнилово. Принял активное участие в установлении Советской власти на территории Ачинского уезда. (5)
З. О нём говорят, как об одном из руководителей антибольшевистского движения, командире Чехословацкого корпуса, воевавшем в составе Русской армии Верховного правителя адмирала А.В. Колчака. (4)
(Подведение итогов конкурса. Подсчёт количества набранных баллов).
V. Закрепление изученного материала.
6. Словарная работа (Слайд №25).
Учитель: Капитаны каждой из команд должны в течение 30 секунд предоставить слово одному из участников, который должен раскрыть одно из выбранных понятий.
а) Продразверстка (система государственных мероприятий, являвшаяся частью политики "военного коммунизма" большевиков и направленная на выполнение заготовок продовольствия, в первую очередь, зерна).
б) Комиссар (специальный представитель советской власти, наделённый командными полномочиями).
в) Учумская экономия (первое государственное социалистическое хозяйство (совхоз), созданное на базе национализированной овцеводческой капиталистической экономии «Товарищество Четвериков, Алексеев и Ко»).
г) Гражданская война (масштабное вооруженное противостояние между различными группами населения, которое имеет в своей основе глубокие социальные, национальные и политические противоречия. Целью ведения такой войны, как правило, является захват власти в стране).
7. Работа с контурной картой (Слайд №26).
В ходе коллективной работы, пользуясь материалами §8-9 учебника, команды должны отметить на контурной карте (ПРИЛОЖЕНИЕ 4) направления военных действий “красных” и “белых” армий, интервентов в Сибири и на Дальнем Востоке, указать ключевые места и даты сражений, фамилии военачальников.
(В это время проверяется хронологический диктант.)
VI. Итог занятия.
По итогам выполнения каждого задания оценивается активность команд на занятии. Происходит заполнение таблицы, куда путём совместного оценивания учителя и капитанов команд выставляются баллы (по пятибалльной шкале). По окончании мероприятия капитаны сдают листы самооценивания учащихся, после чего подсчитывается окончательная оценка работы команд.
Лист самооценивания команды
Ф.И. |
Х. диктант |
Документ |
Схема «Фишбоун» |
Личность |
Словарь |
К/карта |
Итог |
Оставьте свой комментарий к работе, нажав на кнопку «Написать». Расскажите, что именно вас не устраивает в работе, а если вы считаете, что работа содержит ошибки и неточности – нажмите на соответствующую галочку в форме отклика.
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственность за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.