Устное народное творчество
Разработки уроков (конспекты уроков)
Линия УМК Т. М. Андриановой, Л. Я. Желтовской. Русский язык (1-4)
Русский язык
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Задачи урока
— Расширить и углубить знания детей о русских народных песнях и сказках.
Виды деятельности
Рассказывать о своём восприятии и о своём отношении к русским народным песням и сказкам. Выявлять в текстах песен и сказок звуковой ряд, влияющий на образование слов с оттенками нежности и ласковости. Экспериментировать с названиями сказок по предлагаемому образцу.
Ключевые понятия
- Фольклор, колыбель, колыбельная, люлька.
План урока
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Постановка учебной задачи | С добрым утром! Начат день. Первым делом гоним лень. На уроках не скучать, А работать и читать! Звучит песня «Во поле берёза стояла». Что вы сейчас слушали? (Это песня.) Как вы можете охарактеризовать эту песню? (Эта песня очень плавная, задушевная, весёлая. Под такие песни на Руси водили хороводы.) |
2 | 2. Постановка учебной задачи | Прочитайте первые строчки из песни. Во поле берёза стояла, Во поле кудрявая стояла. Люли, люли, стояла, Люли, люли, стояла. Каких согласных звуков много в этом куплете? (Мягких.) Мягкие звуки, особенно [л’], делают стихи песни ласковыми, мелодичными. Сегодня на уроке мы поговорим о русских народных песнях и для чего они сочинялись. |
3 | 3. Первичное усвоение новых знаний | Прочитайте слоги, распределите их в два столбика по признаку твёрдости–мягкости согласного звука. Согласный мягкий ня ню ля лю ря рю тя тю Согласный твёрдый на ну ла лу ра ро та ту С помощью каких букв обозначается мягкость согласных звуков на письме? |
4 | 4. Первичное усвоение новых знаний | Откройте буквари на с. 84. Прочитайте про себя слова ещё одной песни. Знаете ли вы, как называются такие песни? Почему они называются колыбельные? Колыбель — детская качающаяся кроватка, люлька. Рассмотрите, как выглядели колыбели в старину. Колыбель происходит от слова «колыбать», то есть укачивать. В зависимости от местности кроватку также называли зыбкой, люлькой, качалкой. Такое же происхождение имеет и колыбельная песня, то есть песня для убаюкивания. Часто люльку для первенца делал сам отец, а затем её передавали не только последующим детям, но даже поколениям. Как поются такие песни? (Тихо, нежно, ласково, спокойно.) |
5 | 5. Первичное усвоение новых знаний | Русский народ сочинял не только песни, но и сказки, загадки, потешки, заклички, поговорки, пословицы. Всё это называют устным народным творчеством — фольклором. Прочитайте слова ещё одной песенки. Кто знает, откуда эта песня, кто её поёт, для кого? (Лиса из сказки «Петушок — золотой гребешок») Петушок, петушок, Золотой гребешок, Маслена головушка, Шёлкова бородушка, Выгляни в окошко, Дам тебе горошку. Какие ласковые слова встретились в песенке? Почему лиса произносит именно их? Всегда ли можно доверять ласковым речам? |
6 | 6. Первичное усвоение знаний | Физкультминутка Как на Руси в старину называли отца и мать? В старину всех родственников называли ласково. Соедините линиями соответствующие ласковые имена. Мама == матушка, маменька Папа == батюшка, папенька Сестра == сестрица, сестричка Брат == братик, братишка |
7 | 7. Первичное усвоение знаний | Вы слышали имя такого героя — кот Баюн? Это персонаж русских волшебных сказок, огромный кот, обладающий волшебным голосом. Он заговаривает и усыпляет своими речами подошедших путников. Посмотрите, как выглядит кот Баюн. Сделайте звуковой разбор слова Баюн. |
8 | 8. Первичное закрепление | Рабочая тетрадь, с. 39, № 1. |
9 | 9. Первичное закрепление | Соотнесите песню с видом — колыбельная или хороводная. Со вьюном я хожу == хороводная Со вьюном я хожу, с золотым я хожу, Я не знаю, куда вьюн положить, Я не знаю, куда вьюн положить. Положу я вьюн, положу я вьюн, Положу я вьюн на правое плечо, Положу я вьюн на правое плечо. А я по лугу == хороводная А я по лугу, а я по лугу, Я по лугу гуляла, я по лугу гуляла. Я с комариком, я с комариком, С комариком плясала, с комариком плясала. У кота ли, у кота == колыбельная Колыбелька золота. У дитяти моего Есть покраше его. У кота ли, у кота Периночка пухова, У дитяти моего Есть помягче его. Баю–баю, спи, дружок, ==колыбельная Повернись на правый бок. Только ты один не спишь, Закрывай глаза, малыш! |
10 | 10. Первичное закрепление | Рабочая тетрадь, с. 39, № 2. Что нового вы узнали сегодня на уроке? Сформулируйте правило. Какие затруднения испытали? |