Теплопроводимость
Пояснительная записка
Данная методическая разработка составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО: определены планируемые предметные и метапредметные результаты, продумана система эффективных методов, способствующих развитию критического мышления и самостоятельности. Она помогает построить учебный процесс, направленный на осмысление, оценивание, анализ и синтез информации, полученной в результате наблюдения, опыта, размышления или рассуждения. Разработка может быть полезна учителям физики, руководителям методических объединений, а также интересующимся технологией проблемного обучения.
Предмет «Физики» имеет большую составляющую, способствующую формированию полной физической картины мира, способствующий успешному формированию основных мыслительных операций. Представленная в разработке тема «Теплопроводность» является одним из элементов дидактической спирали и предполагает знакомство с тепловыми процессами, создающее предпосылки для научного обобщения в старших классах. Данный урок проводится в первом полугодии 8 класса по учебно-методическому комплекту «Физика», авторы А.В. Перышкин и Е.М. Гутник, на изучение представленной темы отводится 1 час.
Технология проблемного обучения позволяет повысить интерес, как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения. Используя различные формы работы, учитель создаёт атмосферу творческого поиска решения практических задач и ответственного сотрудничества. Учащиеся, работая в группах выполняют практическую работу по инструкции и при непосредственным наблюдением учителя. Выполняя такие задания, они не только отрабатывают практические навыки работы при проведении опытов, но и учатся анализировать, делать выводы и применять полученные знания на практике. При использовании данной технологии формируются у учащихся такие качества, как рациональность, непредубеждённость, дисциплина, самосознание, признание степени и значения доказательств.
Урок отличается сочетанием фронтальной, групповой и индивидуальной работы.
В психологическом аспектеурок направлен на реализацию развивающей функции обучения: на развитие восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, речи учащихся. Четко соблюдается разнообразие видов учебной деятельности, что не привело к перегрузке учащихся.
Предложенное домашнее задание включает: систематизацию полученных на уроке теоретических знаний; применение их на практике.
Урок физики в 8 классе
Цель урока: изучить понятие теплопроводность
Задачи:
а) обучающие:
- сформировать понятие теплопроводности как физического явления,
- уметь находить в окружающем мире примеры проявления теплопроводности и объяснять их;
- применять новое знание при решении практических задач.
б) развивающие:
- развивать умение использовать различные приёмы логического мышления, умения видеть проблему и формулировать целей своей деятельности,
- развивать мыслительные операции: анализа, синтеза и обобщение и коммуникативные навыки;
в) воспитательные:
- воспитывать самостоятельность, толерантность, формировать осознанность детьми культурных ценностей науки и умение ценить их.
Тип урока: Изучение нового материала (с использованием методов технологии проблемного обучения)
Формы работы учащихся фронтальная, групповая и индивидуальная работа.
Необходимое техническое оборудование: стеклянная и деревянная палочки, гвозди и маленькие гвоздики, алюминиевая и металлическая чайные ложки, чайник с горячей водой, калориметр, пробирки, компьютер, подключенный к Internet, мультимедийный проектор, презентация в формате Power Point.
Подготовка к уроку:
- разделить класс на четыре группы (каждый входящий получает карточку определённого цвета и занимает место за столом соответствующего цвета);
- в группах распределить роли (на оборотной стороне цифра 1, 2, 3)
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
I. Организационный момент Приветствие учащихся. II. Актуализация знаний слайд(1)
|
Учащиеся отвечают, приводят примеры |
Следовательно, сегодня предметом нашего изучения будет первый (по списку) вид теплопередачи Что мы должны выяснить об этом природном явлении? |
ТЕПЛОПЕРЕДАЧА
|
Верно, решая эти задачи, мы поймём природу этого явления. А теперь ВНИМАНИЕ!!! Вопрос Дня! (3 слайд) Видео сюжет: «Почему капли воды на раскалённом утюге долго не испаряются» - Есть суждения, поэтому вопросу? |
Теплопроводность (тема урока.Учащиеся делают записи в тетрадях.) Высказывают свои гипотезы: Сформулировать определение; |
Ответ на это вопрос дня дадим объяснения в конце урока. У нас уже образованы четыре группы. Давайте распределим роли.
Первое практическое задание нашего урока Читаем инструкцию и следуем ей неукоснительно. (Инструктаж по Т.Б.) |
Учащиеся высказывают суждения, которые не комментируются. Так как это вопрос дня дадим объяснения в конце урока. |
Учитель следит за соблюдением Т.Б. |
Один из участников зачитывает правила по Т.Б. |
Что происходит? Один гвоздик отвалился, за ним третий… пятый… НЕТ. Строго по порядочку, по очереди? Сначала самый близкий к огню, потом все дальше, дальше… 1 опыт завершён.
(4 Слайд) Делаем вывод |
Дети выполняют задание 1. Опыт с железным гвоздем В штативе закреплён гвоздь. Снизу к этому длинному гвоздю прилепи пластилином несколько маленьких гвоздиков. Под шляпку гвоздя подставь горящую свечу. Что происходит? |
Одну задачу решили. Точнее две. переходим к следующему опыту (5 Слайд) Строго соблюдаем инструкцию и правила по Т.Б. |
Дети формулируют определение ТЕПЛОПРОВОДНОСТЬ – это процесс передачи тепла от одного тела другому, от одного его конца к другому, при непосредственном контакте. Энергия передаётся от молекулы к молекуле при их столкновении. Делают записи в тетрадях Учащиеся выполняют задание 1 группаОпыт с деревом Замени гвоздь на лучину. Прикрепи теперь гвозди к лучине и к свободному концу поднеси горящую свечу. Что вы наблюдаете? Почему лучина горит, а гвозди не падают? 2 группаОпыт со стеклом Возьми стеклянную палочку или трубку закрепи её в лапке штатива. Снизу к этой трубке прилепи пластилином несколько маленьких гвоздиков. Под свободный конец трубки подставь горящую свечу. 3 группаОпыт с ложками Возьмите две чайные ложки: одну алюминиевую, другую из никелевого сплава. Прикрепите к ним маленькими кусочками пластилина скрепки для бумаг. Вложите ложки в калориметр с горячей водой, чтобы ручки со скрепками торчали из него в разные стороны. Ложки нагреются. 4 группаОпыт с монетой Приложите к кусочку дерева монету и оберните их белой бумагой. Поднесите все это на короткое время к пламени свечи так, чтобы пламя только коснулось места, где над бумагой находится монета. Старайтесь не дать бумаге загореться. Но бумага все же успела обуглиться, и обуглилась она вокруг монеты. |
2 опыт завершен Вы все проводили разные опыты, поделитесь результатами. 1 группа, 2 группа, 3 группа, 4 группа. Какой вывод можно сделать, анализируя все эти опыты? |
1 группа, 2 группа, 3 группа, 4 группа кратко излагают наблюдаемое. Все тела обладают разной теплопроводностью. Поэтому все вещества делятся на две группы: проводники и теплоизоляторы Учащиеся делают записи в тетрадях. |
Приведите примеры использования веществ в качестве проводников тепла и теплоизоляторов. Сковорода, утюг и т.д. Ведь нас окружают не только твёрдые тела, но и жидкие и газообразные. Давайте проведём эксперимент с водой. Теперь я вас всех приглашаю стать теоретиками и объяснить происходящее. Посмотрит, я держу в руках пробирку, а в верхней части её вода уже кипит. |
Дети пользуясь аналогией приводят свои примеры. |
О чём этот эксперимент свидетельствует? Вспомните, летом когда идёшь по отмели то вода теплая, а стоит только зайти на глубину, вода там, на глубине – холодная. Почему так происходит? Очевидно, вода обладает меньшей теплопроводностью, вот почему песок всегда горячий, а вода прохладная. (6 Слайд) кинофрагмент «Шарик и свеча» |
Учащиеся дают объяснение результатам опыта. |
Почему шар с водой не лопнул? |
В ходе рассуждений приходят к выводу Вода забирает тепло, поэтому шар не лопнул. Воздух плохой проводник тепла. |
Предлагаю проверить это суждение на опыте. Учитель следит за соблюдением Т.Б. (7 Слайд)
|
3 опыт 3. Опыт с пробиркой Стеклянную пробирку наденьте на палец, к свободному концу поднеси горящую свечу, как показано на фотографии. 1. Чем заполнена пробирка? Почему тепло не передаётся руке человека? Стеклянную пробирку наденьте на палец, к свободному концу поднеси горящую свечу, как показано на фотографии. Итог: «В пробирке воздух. Молекулы воздуха расположены далеко друг от друга, поэтому передать энергию при столкновении не могут, следовательно, газ является очень хорошим теплоизолятором» Вывод из опыта: Воздух плохой проводник тепла Учащиеся делают записи в тетрадях. Ученики дополняют примерами из жизни Между каплей утюгом возникает пар. Пар в каком агрегатном состоянии находится? Следовательно, он плохо проводит тепло к капле и она медленно испаряется. Отвечают на вопросы. |
Примеры использования теплопроводности воздуха в природе и быту
|
|
Капля соприкасается с раскалённым утюгом и… |
Испаряется Учащиеся приходят к выводу: Между каплей и утюгом возникает пар. Пар в каком агрегатном состоянии находится? Следовательно, он плохо проводит тепло к капле и она медленно испаряется. |
Молодцы! А теперь запишем задание на дом. Д.З.§4 Упр.№3 Уметь приводить примеры в доказательство каждого вывода. Подумайте над своими примерами теплопроводности. |
Учащиеся делают записи в тетрадях. |
Подошло время, когда вы должны определить, насколько вы сегодня поняли изучаемую тему. На столе лежат язычки пламени, окрасьте их: КР- я всё понял на уроке, Ж- у меня остались вопросы, З- я не разобрался в теме урока. Выходя из кабинета, прикрепите свой огонёк к костру знаний. |
Дети делают записи в дневниках |
Заключение
В ходе урока достигнута поставленная цель – создание условий для «открытия» учащимися нового знания. В активной деятельности они развивают свои общеучебные навыки. Структура урока соответствует заявленному типу. Формы организации учебной деятельности, педагогические приёмы, оборудование способствуют достижению цели урока. На всех этапах урока обучающиеся вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность. Развивается познавательная активность учащихся, память, мышление, совершенствуются мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, коммуникативные и регулятивные качества. Деятельность учащихся построена с учётом их физиологических и психологических особенностей.
Оставьте свой комментарий к работе, нажав на кнопку «Написать». Расскажите, что именно вас не устраивает в работе, а если вы считаете, что работа содержит ошибки и неточности – нажмите на соответствующую галочку в форме отклика.
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственность за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.