Урок «Строение и работа сердца»
Тип урока: введения нового знания
Цель урока: изучить строение и особенности работы сердца человека, чтобы сохранить здоровье и работоспособность сердца
Задачи:
- знать расположение сердца в организме человека и строение сердца;
- понимать принципы работы сердца – сердечный цикл;
- понимать принципы работы сердца – автоматизм сердечной деятельности
Планируемый результат: Учащиеся получают знания об особенностях строения и функционирования сердца человека, о понятиях «сердечный цикл», «автоматизм сердца» «систола», «диастола»
Учащиеся развивают УУД:
Личностные:
- умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;
- у учащихся формируется сознание о значении сердца в сохранении своего здоровья, потребности в ведении ЗОЖ
Регулятивные: Выпускник будет учиться:
- целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
- самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
Познавательные: Выпускник будет учиться:
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе работы;
- основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;
- структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;
Коммуникативные: Выпускник будет учиться:
- формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;
- организовывать учебное сотрудничество со сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия;
Критерии достижения планируемых результатов (признаки успешности):
Учащиеся:
- знают расположение сердца в организме человека и могут на модели «Торс человека», показать расположение сердца в теле человека; знают строение сердца и на модели «Сердце человека» могут показать правый желудочек, аорту, миокард, левый желудочек, верхнюю и нижнюю полые вены, створчатые клапаны, левое предсердие, правое предсердие легочная артерия, полулунные клапаны;
- понимают особенности работы сердца и объясняют причины его высокой работоспособности, оперируют понятиями: сердечный цикл и автоматизм сердца.
Основные понятия: правый желудочек, аорта, миокард, левый желудочек, верхняя и нижняя полые вены, створчатые клапаны, левое предсердие, правое предсердие легочная артерия, полулунные клапаны, инфаркт миокарда, сердечный цикл, автоматизм.
Формы работы: групповая и фронтальная работа
Технологии, методы и приемы работы: деятельностный метод Л.Г. Петерсон, информационно-коммуникативные технологии, работа в группах приемы, активизирующие познавательную деятельность (учебную мотивацию) учащихся: прием новизны и создания проблемных ситуаций; работа с таблицей.
Ресурсы:
- Аудиовизуальные: презентация по теме урока, видеофильмы «Строение сердца», «Работа сердца»
- Дидактический материал: карта урока, раздаточный материал (карточки с названиями качеств человека, задания для групп, карточки с высказываниями для проведения рефлексии)
- Печатные: учебник по биологии 8 класс, авторы:Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. под редакцией Пасечника В.В. Издательство «Дрофа»
- Оборудование: мультмедиа, компьютер, ноутбуки (4 шт),
Ход урока
I этап
Мотивация к учебной деятельности (самоопределение) (5 мин)
До урока при входе в класс учащиеся выбирают табличку с качеством (на обратной стороне номер группы), которое поможет им работать на уроке:
- Стремление к новому: любознательность, пытливость ума, способность, критичность мышления, интеллектуальность, умение учиться;
- Стремление к творчеству:оптимизм, инициативность, креативность, коммуникабельность, целеустремленность, изобретательность
- Способность к преобразованиям: упорство, настойчивость, терпение, надежность, энергичность, работоспособность
- Организаторские способности (обладатели волевых качеств): энтузиазм, ответственность, уверенность в себе, смелость, активность.
Слайд 1 – А для того, чтобы урок наш был продуктивным, предлагаю Вам самостоятельно разбиться на 4 группы так, чтобы в каждой группе был представитель – обладатель каждого вида качества (на слайде классификация) например: любознательность – 1, оптимизм– 2, упорство– 3, организаторские способности -4.Также на обратной стороне у Вас есть номера, которые указывают, к какому виду относится ваше качество.
Прошу группы занять место за столами (учитель помогает учащимся занять места)
Сядьте так, чтобы Вам было комфортно, возьмите в руки карты урока и заполните пункт № 1.
II этап
Актуализация и пробное учебное действие. Выявление места и причины затруднения (3 мин)
Слайд 2 – раздается «стук сердца»
Слайд 3 Слово учителя:
- В Древнем Китае верили, что в нем сосредоточено счастье
- Египтяне полагали, что в нем рождаются эмоции и интеллект и изображали в виде сосуда
- А знаменитый английский врач Уильям Гарвей говорил об этом органе: «…Оно-источник жизни, начало всего, от него зависит вся сила и свежесть организма»
– Что это? (это сердце)
Слайд 4 – (тоже что и в 3 и вопросы)
У: Ребята, а что вы знаете о своем сердце? Что такое сердце?
Что Вам уже известно о сердце с точки зрения науки биологии? Согласны ли Вы с древними учеными? Достаточно ли у Вас знаний для того чтобы ответить на данные вопросы?
– Обсудите в группах вопросы, зафиксируйте ответ в карте урока и выберите того кто будет отвечать – 1 минута
Опрос групп
– Знаний не достаточно.
– Как вы думаете, чему мы посвятим наше занятие?
Обсудите тему нашего урока в группах, зафиксируйте ответ в карте урока и выберите того, кто будет отвечать – 30 секунд
Опрос групп – это сердце, строение сердца
– Действительно, сегодня на уроке мы рассмотрим «Строение и работу сердца»
Слайд 5 – Тема урока: «Строение сердца»
III этап
Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения (2 мин)
– Подумайте и напишите, зачем нам нужно знать строение и работу сердца?
– Обсудите в группах, зафиксируйте ответ в карте урока и выберите того, кто будет отвечать – 30 секунд.
Опрос групп
– Как вы думаете, какова цель нашего урока?
– Обсудите цельнашего урока в группах, зафиксируйте ответ в карте урока и выберите того, кто будет отвечать – 30 секунд.
Опрос групп
Слайд 6 – Цель урока: изучить строение и особенности работы сердца человека.
Задачи:
- знать расположение сердца в организме человека;
- знать строение сердца;
- понимать особенности работы сердца;
- осознавать важность ведения ЗОЖ для работы сердца и функционирования всего организма человека.
IV этап
Осуществление деятельности по изучению нового знания (20 мин)
Решение 1 задачи урока (10 мин)
Решение учебно-познавательных и учебно-практических задач
Учитель: Во все века сердце было в почете у поэтов, мыслителей, врачей. Сколько стихов, поэм, песен написано о нем!
Слайд 7 –
Есть люди, что в груди имеют, «сердце золотое».
Оно, у них, «огромно», хоть размеры, как у всех.
А, обладатели его, – вполне обычны, не «Герои».
И, дарят, «сердца теплоту» вокруг, – и без помех.
Слайд 8 – Постановка проблемы: Так какое же оно сердце? Это мы сейчас с вами и узнаем.
– Предлагаю Вам внимательно посмотреть видеофильм «Строение сердца», затем поработать в группах. Для этого у вас на столах лежат рабочие листы с заданиями, дополнительный материал – 5 минут.
1. Самостоятельная работа в группах
Задание № 1«Местоположение и строение сердца»
Оборудование: ноутбук, видеофильм, торс человека, модель сердца, учебник § 22, стр. 110
Собрать пазл «Строение сердца и подписать основные разделы сердца.
Первичное закрепление с комментированием во внешней речи
Ответы групп в виде фронтального опроса (по 1 вопросу для группы):
– Где находится сердце?
– На модели «Торс человека», покажите расположение сердца в теле человека?
– Так какой же сердце орган? (четырехкамерный, полый, мышечный орган)
– Может ли сердце быть золотым? Про каких людей говорят, что у них золотое сердце?
Отзывчивых, добрых, открытых)
2. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Давайте проверим, все ли группы запомнили строение сердца, для этого в ноутбуках откройте электронный учебник и выполните интерактивное задание № .
Интерактив в ноутбуках – работает вся группа. Учитель оценивает
Слайд 9 – проверка по эталону, группы оценили свою работу, выставили оценку
Решение 2 задачи урока (5 мин)
Решение учебно-познавательных и учебно-практических задач
Постановка проблемы:
Слайд 10 – Учитель: Только задумайтесь ребята!
На протяжении жизни сердце совершает 3 миллиарда ударов.
За 1 час сердце перекачивает – 360 л. крови.
За 24 часа сердце перекачивает – 10 тыс. л. крови
Работа, которую выполняют желудочки равна 180.000 кДж.
Такую работу выполняет подъемный кран, поднимая груз в 1 тонну на высоту пятиэтажного здания.
Если бы можно было использовать работу сердца, то за 8 часов удалось бы поднять человека на высоту здания Московского университета, а за 30дней на вершину Джомолунгмы – высочайшую точку земного шара (8848м.)
– Ребята у вас не возникает вопроса?
Слайд 11 – Проблемный вопрос: почему сердце работает без видимой усталости? Чем обеспечивается высокая работоспособность сердца в течение всей жизни? В чем же заключается секрет неутомимости и долголетия сердца?
– Для того чтобы ответить на это вопрос предлагаю продолжить работу в группах, выполнить задание, ответить на вопросы, зафиксировать ответ в кате урока, выбрать отвечающего и представить результаты своейработы – 2 минуты.
Самостоятельная работа в группах
Задание № 2«Сердечный цикл»
- Посмотрите интерактивное приложение «Сердечный цикл»
- Заполните таблицу:
Фаза сердечного цикла
Продолжительность (сек.)
Положение створчатых клапанов
Положение полулунных клапанов
Пауза
0,4
Открыты
Закрыты
Сокращение предсердий
0,1
Открыты
Закрыты
Сокращение желудочков
0,3
Закрыты
Открыты
- Подсчитайте сколько работают и сколько отдыхают предсердия и желудочки.
(Предсердия: работают 0,1 сек., а отдыхают – 0,7сек.
Желудочки: работают 0,3 сек., а отдыхают – 0,4сек.)
Первичное закрепление с комментированием во внешней речи
Слайд 12 – Проверка– самопроверка по слайду. Оцените работу группы, поставьте оценку
Так в чем же секрет неутомимости сердца?
Вывод: Сердцу достаточно времени, чтобы восстановить энергию и отдохнуть.
Вы видите, что половину жизни сердце работает, а половину жизни отдыхает Молодцы!
Решение 3 задачи урока (5 мин)
Постановка проблемы
Слайд 13 – Чем больше люди узнавали о сердце, тем сильнее было их удивление. Однажды Андреас Везалий, ученый эпохи Возрождения, вскрывал труп, чтобы установить причину его смерти. Каков же был ужас его и всех присутствующих, когда после вскрытия грудной клетки трупа они увидели слабо сокращающееся сердце! Инквизиция обвинила Везалия во вскрытии живого человека и приговорила к паломничеству в Палестину, из которой он не вернулся.
Но почему же все-таки сокращалось сердце? Неужели такой выдающийся врач, каким был Везалий, принял за мертвеца живого человека?
Проблемный вопрос: как объяснить роковой случай с Везалием?
Обсудите этот вопрос в группах, выполните задание, зафиксируйте ответ в карте урока, выбрать отвечающего и представьте результаты своей работы – 2 минуты
Задание №3 «Автоматизм сердца»
- Выскажите свое предположение: как объяснить роковой случай с Везалием?
- Изучите статью учебника на стр. 112
- Сравните свое предположение и научные данные.
Первичное закрепление с комментированием во внешней речи
Опрос групп
Вывод: Сердце (сердечная мышца) обладает автоматизмом –способностью сокращаться под влиянием импульсов возникающих в нем самом.
Учитель: Молодцы! Ответить на этот вопрос не смог никто, даже сам Везалий, ведь уровень знаний той эпохи был еще очень низок, а вы смогли!
Решение 4 задачи (2 минуты)
Постановка проблемы
Звучит сирена скорой помощи.
Учитель: Что это ребята?
(Это скорая помощь)
Учитель: Да, это скорая помощь мчится к кому то оказать помощь. Обратите внимание на диаграмму, что вы можете сказать. По данным Министерства Здравоохранения больше всего людей умирают от заболеваний органов сердечнососудистой системы. За один год в России, по статистике, умирают более 500 тыс. человек от инфаркта миокарда. Это примерно один человек каждые 45 секунд.
Задание №4
На основе представленных рисунков составьте правила, которые помогут вам сохранить и укрепить работоспособность сердца. Отобразите их в вашей «карте знаний».
Для сохранения и укрепления работоспособности сердца нужно: _____________________________________________________________________
Отразите новое знание о сердце в ваших картах знаний – 1 минута
V этап
Включение в систему знаний и повторение (3 минут)
Работа в группах
Посмотрите, ребята на ваши карты урока, предлагаю Вам в течение 2 минут доработать их, пользуясь дополнительным материалом, так чтобы они отражали все изученные сегодня знания о строении и работе сердца. в соответствии с критериями, представленными в таблице:
Критерии |
Самооценка |
Взаимооценка |
||
Гр №__- |
Гр №__ |
Гр №__- |
||
Содержательность (мах-5 балов) |
|
|
|
|
Эстетичность (мах-5 балов) |
|
|
|
|
ИТОГО |
|
|
|
|
Самооценка и взаимооценка.
Оцените свою работу, затем передайте следующей группе.
Затем группы обмениваются, оценивают другую группу по предложенным критериям.
Как вы думаете, ваши карты знаний отражают все знания о сердце?
(нет, мы не рассмотрели заболевания сердца). Поэтому на наших картах поставим – ? – это тема следующего урока.
Домашнее задание: узнать у своих родственников у кого есть заболевания сердца и проанализировать причины.
VI этап
Рефлексия учебной деятельности (4 минуты)
Слайд 6 – Посмотрите, ребята на ваши карты урока, карты знаний, созданные Вами, подумайте и обсудите в группах: мы достигли нашей цели урока? Выберите отвечающего.
Ребята, возьмите таблички с качествами, которые вы выбрали в начале урока. Удалось ли Вам их проявить. Обсудите в группах.
Поднимите руки те, кому удалось проявить свое качество? (поставьте в картах урока плюс против вашего качества)
Поднимите руки те, кто проявил другое качество? Подпишите в карте урока напротив вашего качества.
Обсудите в группах и поставьте каждому члену группы оценку за урок в карте урока.
Дополнительно:
Обсудите в группах высказывания знаменитых людей, лежащие на ваших столах. Выберите, то, которое отражает вашу работу на уроке. Зафиксируйте ответ в карте урока, выберите отвечающего и представьте результаты своей работы – 1 минута
Через тернии к звездам. М Ломоносов
Успех чаще выпадает на долю того, кто смело действует, но его редко добиваются те, кто проявляет робость и постоянно опасается последствий. Д. Неро
То, что мы знаем, – ограниченно, а то чего мы не знаем, бесконечно. П. Лаплас
Ответ каждой группы.
Сдайте, пожалуйста, свои карты урока для выставления оценок за урок. Спасибо за урок.
Оставьте свой комментарий к работе, нажав на кнопку «Написать». Расскажите, что именно вас не устраивает в работе, а если вы считаете, что работа содержит ошибки и неточности – нажмите на соответствующую галочку в форме отклика.
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственность за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.