Урок повторение и обобщение по физике "Физика в сказках"
Тип урока: урок повторения и закрепления знаний.
Цель урока:
- повторить материал, связанный с данными понятиями, путем решения задач с использованием «сказочных» фрагментов;
- повысить интерес учащихся к изучаемому предмету.
Задачи урока:
- обучающие: закрепить умения применять знания о понятиях скорость, масса, сила к решению задач.
- развивающие: в ходе урока продолжить развитие у учащихся умений наблюдать и сравнивать, развивать умение пользоваться таблицами физических величин.
- воспитательные: повысить интерес к предмету, развивать речевую культуру обучающихся, этику общения.
Техническое оборудование: компьютер, проектор, демонстрационный материал
Ход урока
1. Организационный момент
Здравствуйте, ребята. Мы с вами изучили раздел физики «Взаимодействие тел», поэтому сегодня, проведём обобщающее занятие. Скажите, пожалуйста, что мы должны сегодня сделать на уроке? (дети отвечают: повторить понятия «скорость», «путь», «время», «масса», «сила» т.д. Вспомнить формулы и единицы измерения физических величин).
Правильно, сегодня нам придется вспоминать величины, их обозначение, формулы для вычисления, будем решать задачи вместе с героями сказок. Все задания, которые будет предложены вам сегодня, записаны на сказочном контрольно-маршрутном листе «Я – физик-сказочник», этот лист вы должны заполнять в ходе всего урока и в конце вы получите оценку. (Каждому выдается лист заданий и контроля и объясняется, как им пользоваться.)
Всего будет ctvm заданий:
- Найди лишнее.
- Физические ошибки в рассказе.
- Сказка ложь, да в ней есть физика.
- Решение задач.
- Физические ребусы.
- Физика в картинках.
- Сказочный эксперимент.
Баллы, за каждое выполненное задание, выставляются в лист согласно оценочной таблице. Таблица на доске.
2. Повторение и закрепление
Но прежде чем мы попадем в сказки, давайте поиграем.
Игра «Найди лишнее»
В контрольно-маршрутном листе дана таблица, нужно убрать третье лишнее.
Метр |
Масса |
Литр |
Килограмм |
Поезд |
Объем |
Плотность |
Самолет |
Секунда |
Найдите это слово и вспомните формулу для этой физической величины.
Давайте проверим, правильно ли вы выполнили задания. Впишите в свои контрольно-маршрутные листы заработанные баллы согласно оценочной таблице.
Задание 2 – «Физические ошибки в рассказе»
Встретились однажды два друга – Саша и Паша. Стали они друг перед другом знаниями хвастаться, которые они приобрели, изучая физику. «Я знаю, – говорит Саша, что мельчайшая частица вещества – это молекула». «Подумаешь!» – отвечает Паша. «А ты знаешь, что молекулы можно увидеть в обычный микроскоп?» – спрашивает Саша. «Конечно, говорит Паша. – А ты знаешь, что чем меньше скорость движения молекул, тем выше температура тела?» «Еще бы не знать! – отвечает Саша, это каждому известно! А ты знаешь, что существует три состояния вещества?» «Конечно, знаю, – улыбнулся Паша. – Я даже знаю их свойства. Жидкости сохраняют объем, но меняют форму, газы не сохраняют объема и формы, а твердые тела сохраняют форму, но меняют объем». «Ты ничего не перепутал?» – спросил Саша. «Нет, конечно, ответил Паша и продолжил, – а ты знаешь, что диффузия протекает везде одинаково?» «Знаю, – ответил Саша. – На то она и диффузия».
Ребята, внимательно прочитайте эти рассказы и найдите физические ошибки, которые через 3 минуты вы нам озвучите.
Давайте проверим, правильно ли вы выполнили задания. Впишите в свои контрольно-маршрутные листы заработанные баллы согласно оценочной таблице.
Задание 3 – «Сказка ложь, да в ней есть физика»
У вас на столе карточки, на которых отрывки из сказок. Прочитайте и ответьте на вопросы.
№1.
Отрывок из сказки «Репка»
«Позвала кошка мышку.
Мышка за кошку,
Кошка за Жучку,
Жучка за внучку,
Внучка за бабку,
Бабка за дедку,
Дедка за репку –
Тянут – потянут –
И вытянули репку».
Какие силы действовали на репку?
№2.
Отрывок из сказки «Лиса и заяц»
«Жили-были лиса и заяц. У лисы была избенка ледяная, у зайца – лубяная. Пришла весна красна – у лисы избенка растаяла, а у зайца стоит по-старому.»
О каких явления природы идет речь?
№3.
Половина ночи прошла, ему и чудится: в саду свет. Светлее и светлее. Весь сад осветило. Он видит – на яблоню села Жар-птица и клюет золотые яблоки.
О каких явления природы идет речь?
Давайте проверим, правильно ли вы выполнили задания. Впишите в свои контрольно-маршрутные листы заработанные баллы согласно оценочной таблице.
Задание 4 – «Решение задач»
У вас на столе находятся задачи, которые вам предстоит решить.
- Масса Бабы Яги 75 кг, масса ступы-35кг. Определите силу тяжести, действующую на Бабу Ягу вместе со ступой.
- Золушка на балу потеряла хрустальную туфельку. Определите плотность хрусталя, если масса туфельку 400 грамм, а объём – 150 см3.
- Зная массу денежки, найденной Мухой – Цокотухой , (1 копейка) 1,47 г, рассчитайте объем этой монетки, если плотность металла 8,93 г /см3 .
Давайте проверим, правильно ли вы выполнили задания. Впишите в свои контрольно-маршрутные листы заработанные баллы согласно оценочной таблице. (это задание проверяет учитель)
Задание 5. «Физические ребусы»
- Время
- Молекула
- Физика
- Плотность
Не забывайте оценивать себя.
Задание 6 – «Физика в картинках»
А сейчас мы будем работать с вами с иллюстрациями к сказкам, которые у вас находятся в контрольно-маршрутных листах. Внимательно их рассмотрите и выполните следующие задания:
- Запишите, какие физические тела вы видите на картинках и из каких физических веществ они сделаны.
- Напишите, какие физические явление вы видите на этих иллюстрациях.
Давайте проверим, правильно ли вы выполнили задания. Впишите в свои контрольно-маршрутные листы заработанные баллы согласно оценочной таблице.
Задание 7 – «Сказочный эксперимент»
Сейчас вы будете работать в парах. У вас на столах есть предметы, о которых говорится в сказках (клубок, зеркало, яблоко). А так же динамометры. Определите при помощи динамометра силу тяжести, действующую на предметы, запишите и сравните.
Молодцы. Оцените свою работу в контрольно-маршрутном листе.
Давайте подведём итог нашего урока.
«Старая сказка на новый лад»
А теперь домашнее задание.
Придумайте сказку, где героями являются три сказочных героя и один физический прибор. Например:
- Золотая Рыбка, Старик, Старуха, весы
- Дюймовочка, Крот, Ласточка, измерительная линейка.
- Сестрица Аленушка, братец Иванушка, Баба Яга, термометр.
- Емеля, царевна Несмеяна, Полкан, динамометр.
- Золушку, Принц, Мачеха, барометр.
А закончить урок я хочу словами. Физика – наука интересная, увлекательная, могучая и всем полезно дружить с ней. Сказка – это мечта, пришедшая из глубины веков. Наука и сказка рядом идут! Познавший науку воплотит в жизнь сказку! Придумавший сказку даст толчок науке! Да здравствует наука и сказка! Да здравствует физика в сказке!
Оставьте свой комментарий к работе, нажав на кнопку «Написать». Расскажите, что именно вас не устраивает в работе, а если вы считаете, что работа содержит ошибки и неточности – нажмите на соответствующую галочку в форме отклика.
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственность за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.