Сценарий праздника «Приветствуем озорную масленицу»
На уроке учащиеся знакомятся с праздником Масленицы, его обычаями и обрядами, праздничными атрибутами. Читают и анализируют удивительную повесть И.С Шмелева «Лето Господне», приобщаются к высокой духовной культуре.
Цели урока:
- Ознакомить учащихся с праздником Масленицы, его обычаями и обрядами, праздничными атрибутами.
- Знакомство учащихся с творчеством И.С. Шмелёва, его удивительной повестью «Лето Господне», приобщение к высокой духовной культуре.
- Развивать творческое воображение учащихся, навыки и умения исследовательской работы с художественным произведением.
- Воспитывать уважение к укладу жизни, быту, обычаям наших предков, стремиться сохранить то ценное, что ещё осталось от несправедливо забытого.
Наглядные пособия: Плакаты «Весёлая ярмарка», репродукция картины Б. Кустодиева «Масленица», портрет И.С. Шмелёва, пословицы о масленице, словарь В.И. Даля, рецепты блинов.
Оборудование и принадлежности: Праздничный стол с самоваром, блинами, соломенная кукла – Масленица, магнитофон с записями народной музыки.
Ход урока
Вступительное слово учителя
«Преображение Господне… Ласковый, тихий свет от него у душе доныне… маленький сад, когда – то казавшийся огромным, лучший из всех садов…» Эти строки из повести И.С. Шмелёва «Лето Господнее», созданной в Париже уже почти пятьдесят лет назад и лишь недавно прочитанной на Родине автора.
«Лето Господне» – книга о семилетнем Ване, сыне известного московского подрядчика, о детских радостях и скорбях, и конечно же, о далёкой теперь, но бесконечно любимой Москве, о её жителях, их нравах и обычаях, книга о пёстрой и насыщенной, стремительной, удивительно умиротворённой и патриархальной жизни.
Масленица – народный праздник. Познакомиться с народными обрядами Масленицы помогут нам учащиеся, которые к уроку готовили проекты. «Фольклористы» расскажут, как встречали, величали и провожали Сударыню – Масленицу; «Словесники» проанализируют повесть И.С. Шмелёва; «Блинницы» поведают об искусстве выпечки блинов.
Из далёких языческих времён пришла к нам Масленица. Народ любил её и величал ласковыми словами: «Касаточка», «Перепёлочка». Народная пословица гласит: «Масленица семь дней гуляет»
Вопросы группам:
- Как проходила масленичная неделя?
- Что означал каждый день масленицы?
- Как праздновали Масленицу в Сибири?
(защита проектов)
Анализ повести.
- Почему И.С. Шмелёв называет Масленицы «живой»?
- Как в повести описана масленичная неделя?
- Как обыгрывается слово «масленица»?
- Какое чувство вызывает у главного героя слово «масленица»?
Богатые жирные пиршества, изобилие яств, – это всё символизировало благополучие, которое должен был принести будущий богатый урожай.
- Найдите и прочитайте названия тех блюд, которые перечисляет в повести И.С. Шмелёв?
- Название каких блюд вам незнакомо?
- Почему такое обилие рыбных блюд?
(работа с толковым словарём)
- Почему Масленица боится горькой редьки и пареной репы?
Ритуальным блюдом Масленицы были блины. Блины – символ солнца, благополучия, плодородия.
«Блинницы» читают пословицы о блинах, задают вопросы классу:
- Почему о блинах говорят «печь», а не «жарить»?
- Что интересного о блинах можно прочитать в словаре В.И. Даля?
Работа со словарём В.И. Даля.
Анализ повести.
- Какие блины описывает И.С. Шмелёв?
- Какие блины назывались «убогие» и в какой день их подавали?
- Какое чувство испытывает автор, вспоминая «живую» Масленицу?
В народе говорят: « Первый блин комом, второй знакомым, третий родне, четвёртый – мне».
- А у вас бывает первый блин комом?
Чтобы ни первый, ни второй блин не были комом, послушаем советы «Блинниц».
«Блинницы» рассказывают о рецептах блинов и угощают гостей блинами:
«Кушайте, питайтесь, на нас не обижайтесь!»
Тихо играет музыка, на фоне музыки звучат слова А.Куприна:
«Блин – символ солнца, красных дней, хороших урожаев, ладных браков и здоровых детей».
Учитель подводит итоги урока, выставляет оценки.
Заключительное слово учителя
Масленицу отмечают широко, и хотя теперь Масленица – рабочая неделя, согласитесь, как хорошо напечь блинов, собрать друзей, родных, вкусно поесть и простить тех, кто нас обидел, и покаяться перед теми, кого обидели мы, как в старое доброе время.
Домашнее задание
Выучить наизусть отрывок из повести «Лето Господне».
Оставьте свой комментарий к работе, нажав на кнопку «Написать». Расскажите, что именно вас не устраивает в работе, а если вы считаете, что работа содержит ошибки и неточности – нажмите на соответствующую галочку в форме отклика.
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственность за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.