Урок истории в 10 классе "Большевики захватывают власть"
Как большевикам удалось почти без боя захватить власть в стране? Почему Временное правительство фактически не оказало им сопротивления? Так сформулирована главная проблема урока. На занятии ученики последовательно анализируют этапы, предшествующие октябрьской революции, знакомятся с документами и мнениями историков.
Материал был представлен на конкурс «100-летие Великой российской революции 1917 года».
Цель урока: выяснить причины краха буржуазно-либеральной альтернативы и раскрыть причины прихода к власти большевиков
Учебник: «История России. Начало XX - начало XXI века», О.В.Волобуев, С.П.Карпачёв, П.Н.Романов. М.: Дрофа, 2016 год. Параграф №5
Ход урока
I. Организационный момент
II. Этап целеполагания, постановка проблемы
- Рассмотрите картину В.А.Серова «Ленин провозглашает Советскую власть на II съезде Советов» на с. 41 учебника (параграф 5). Какой вывод можно сделать по картине?
(Период Двоевластия в России закончился и Большевики во главе с В.И.Лениным захватили власть в свои руки).
- Прочитайте документ на с. 41 «Из воспоминаний министра юстиции П.Н.Малянтовича об аресте Временного правительства». Какой вывод можно сделать из прочитанного документа?
(Члены Временного правительства не проявили сопротивления при переходе власти к партии большевиков).
- На какой вопрос мы сегодня должны ответить на уроке?
(Как удалось большевикам в октябре 1917 года практически без боя захватить власть в стране? Почему Временное правительство не оказало сопротивления большевикам?)
- Запишем тему урока: «Большевики захватывают власть».
III. Поиск путей решения проблемы
- Что нужно узнать, чтобы ответить на вопрос урока?
Составляется план (выслушиваются предположения учащихся)
- Какие события происходили в стране накануне революции (Причины)?
- Как проходила подготовка восстания против Временного правительства?
- Как проходило само восстание?
- Какие шаги были предприняты большевиками сразу после захвата власти?
IV. Решение проблемы
1) Россия осенью 1917 г.: кризис обостряется.
Задание: изучите данную информацию (Приложение1), также текст на с. 42-43 учебника.
Заполните схему:
- Какие социальные слои населения выражали недовольство политикой Временного правительства?
(Солдаты: продолжавшаяся война. Рабочие: высокая инфляция, трудности продовольственного обеспечения, падение жизненного уровня в целом. Крестьяне: нерешенность вопроса о земле. Население национальных окраин: нерешенность национального вопроса) - народные массы, поддержавшие Советы.
- Выполните задание к иллюстрации на с. 42 учебника.
2) Подготовка вооруженного восстания большевиками
Задание: прочитайте текст учебника на с. 43-44, ответьте на вопросы:
- Как большевики готовили восстание?
- Какие препятствия и как ими были преодолены?
- Назовите обстоятельства, способствовавшие успеху большевиков.
3) Рабочая и крестьянская революция совершилась
Рассказ учителя о вооруженном восстании с опорой на схему (Е.В.Симонова. Методическое пособие к учебнику О.В.Волобуева, С.П.Карпачёва, П.Н.Романова «История России начала XX – начала XXI века. М.: Дрофа, 2016 г., с. 37)
Вопросы для размышления: Взятие власти большевиками в октябре 1917 года называют по-разному: «Великая Октябрьская социалистическая революция», «Октябрьский переворот» и др. Почему идут споры о названии этого события? Какое название представляется правильным Вам? Почему? (Ответы учащихся)
4) Первые шаги советской власти
Работа с документами (групповая работа). (Е.В.Симонова. Методическое пособие к учебнику О.В.Волобуева, С.П.Карпачёва, П.Н.Романова «История России начала XX – начала XXI века. М.: Дрофа, 2016 г., с. 37-39)
Группа №1 Изучает фрагмент из Декрета о Земле. Отвечает на вопрос к документу.
Группа №2 Изучает фрагмент Декрета о Мире. Отвечает на вопрос к документу.
5) Отношение меньшевиков и эсеров к захвату власти большевиками
Меньшевики и правые эсеры осудили действия большевиков по захвату власти и потребовали от съезда начать переговоры с Временным правительством об образовании нового кабинета министров.
Не получив одобрение съезда, меньшевистская и правоэсеровская фракции покинули заседание, тем самым лишив себя возможности принять участие в формировании новых органов власти.
Левые эсеры поддержали большевиков и объявили о создании новой организации – партии левых социалистов-революционеров (ПЛСР).
- Прочитайте документы и ответьте на вопросы.
Работа по группам (1 вариант и 2 вариант):
1 группа – “Почему меньшевики выступили против захвата власти большевиками?”
2 группа – “Почему эсеры выступили против захвата власти большевиками?”
Обеим группам – “Какие силы, по мнению меньшевиков и эсеров, должны находиться у власти в России? Почему? Как вы думаете, являлась ли в этот период реальной идея создания коалиции всех социалистических партий?”
1 группа. Резолюция фракции меньшевиков
Принимая во внимание,
1) что военный заговор был организован и осуществлен партией большевиков именем Советов за спиной всех других партий и фракций, представленных в Советах;
2) что захват власти Петроградским советом накануне съезда Советов является дезорганизацией и срывом всей советской организации и подорвал значение съезда как полномочного представителя революционной демократии;
3) что этот заговор ввергает страну в междоусобицу, срывает Учредительное собрание, грозит военной катастрофой и ведет к торжеству контрреволюции;
4) что единственным возможным мирным выходом из положения остаются переговоры с Временным правительством об образовании власти, опирающейся на все слои демократии;
5) что РСДРП (объединенная) считает своей обязанностью перед рабочим классом не только снять с себя всякую ответственность за действия большевиков, прикрывающихся советским знаменем, но и предостеречь рабочих и солдат от пагубной для страны и революции политики авантюры, — фракция РСДРП (объединенная) покидает настоящий съезд, приглашая все другие фракции, одинаково с нею отказывающиеся нести ответственность за действия большевиков, собраться немедленно для обсуждения положения.
2 группа. Декларация фракции социалистов-революционеров
Фракция социалистов-революционеров Всероссийского съезда Советов рабочих и солдатских депутатов в согласии с ЦК партии социалистов-революционеров объявляет:
1. Произведенный партией большевиков и Петроградским советом рабочих и солдатских депутатов захват власти накануне Учредительного собрания и за день до открытия Всероссийского съезда Советов рабочих и солдатских депутатов является преступлением перед родиной и революцией, знаменует начало гражданской войны, срыв Учредительного собрания и грозит гибелью революции.
2. В предвидении взрыва народного возмущения, неизбежного вследствие долженствующего обнаружиться краха большевистских обещаний, заведомо в настоящее время неосуществимых, фракция социалистов-революционеров призывает все революционные силы страны организоваться и быть на страже революции, дабы при грядущей катастрофе, взяв судьбы страны в свои руки и не дав восторжествовать контрреволюции, добиться скорейшего заключения всеобщего демократического мира, созыва Учредительного собрания в назначенный срок и социализации земли.
3. Констатируя захват власти партией большевиков и руководимым ею Петроградским советом рабочих и солдатских депутатов, фракция социалистов-революционеров возлагает на них всю ответственность за последствия их безумного и преступного шага и, устанавливая вследствие этого невозможность совместной с ними работы, покидает съезд.
V. Первичное закрепление знаний
Работа с картой учебника на с. 46.
Вопросы:
- Как вы считаете, можно ли назвать процесс установления власти Советов «триумфальным шествием по стране»?
- Какова, на ваш взгляд причина победы большевиков в Октябре 1917 года? (Проблемный вопрос урока)
- Покажите на карте города, где советская власть была установлена мирным и вооружённым путями.
VI. Рефлексия
Изучите мнения историков и современников и ответьте на вопрос: “Захват большевиками власти в октябре 1917 г. – революция или государственный переворот?”
Революция: |
Государственный переворот: |
(от позднелат. revolutio — поворот, переворот, превращение, обращение) радикальное, коренное, глубокое, качественное изменение, скачок в развитии общества, сопряжённое с открытым разрывом с предыдущим состоянием. |
смена власти в государстве, осуществляемая обязательно с нарушением действующих на данный момент конституционных и правовых норм, обычно с применением силы для захвата центров управления государством и осуществлением физической изоляции (иногда ареста или убийства) действующих его руководителей. |
А.И. Деникин. «Очерки русской смуты»: «Власть падала из слабых рук Временного правительства, и во всей стране не оказалось, кроме большевиков, ни одной действенной организации, которая могла бы предъявить свои права на тяжкое наследие во всеоружии реальной силы. Этим фактом в октябре 1917 года был произнесен приговор стране, народу и революции».
Д. Рид. Из приложений к книге «Десять дней, которые потрясли мир»: «Нет! Эти люди — не заговорщики. Они не конспирируют. Наоборот, они действуют смело, открыто, без смягчающих слов, без маскировки намерений; они всеми силами ведут открытую агитацию, усиливаемую пропагандой на заводе, в казармах. На фронте. В стране — повсюду. Они вперед открыто назначают день вооруженного восстания, день захвата власти... Они — заговорщики? Никогда!»
Р. Пайпс. «Незамеченная революция»: «Это был переворот, путч... Революцию же запланировать нельзя, она всегда спонтанна, стихийна. Февраль 1917-го никто предсказать не мог — и это была революция. А Октябрь — хорошо подготовленный классический путч... Люди даже и не поняли, что произошел переворот. Большевиков считали утопистами, фантазерами, не способными удержаться у власти дольше двух месяцев. Любопытно, что даже биржа не отреагировала на «революцию»... А потом стало уже поздно...».
Н. Верт. «История Советского государства. 1900—1991»: «В условиях организационного вакуума осени 1917 года, когда государственная власть уступила место соцветию комитетов, советов и совещаний, оспаривающих друг у друга крохи власти и законности, было достаточно энергичных действий одной группы, пусть даже малочисленной, но организованной и решительной, чтобы авторитет ее немедленно вырос до размеров, несопоставимых с ее реальной силой... Власть перешла от общества к государству, а в государстве к партии большевиков...»
М. Геллер, А. Некрич. «Утопия у власти. 1917—1945»: «Октябрьский переворот был завершен... Дважды на протяжении 1917 года власть в России, пораженная бессилием, падала от толчка. Как в феврале, так и в октябре в критический момент правительство обнаруживало, что не имеет никакой поддержки, не имеет защитников».
П.В. Волобуев, В.П. Булдаков. «Октябрьская революция: новые подходы к изучению»: «Мы будем рассматривать и революции 1917 года, и гражданскую войну 1917-1922 гг. как часть системного кризиса империи... Кризис империи назревал весьма долго, незаметно, а проявился чрезвычайно резко... На деле решающее значение имели не политические конфликты в «верхах», а социальная борьба низов за выживание... Поведение большевиков в этот период пронизано стремлением «слиться с массой» (выражение Ленина), а затем возглавить ее, поощряя наиболее радикальные ее действия...».
В историй нет революции, которую можно было бы назвать классической, взять за образец и сравнивать по ней другие революции или государственные перевороты. У каждой революции в истории свои особенности. В исторической науке до сих пор не сложились чёткие определения революции и государственного переворота. Нет точных признаков их и характерных черт. Рассматривая октябрьские события 1917 г., мы найдем и черты революции (наличие общенационального кризиса, рост социальной напряженности, бессилие власти, последовавшая вскоре гражданская война и др.), и черты государственного переворота (целенаправленная подготовка к захвату власти, осуществление его фактически бескровно небольшой группой заговорщиков с нарушением действующих на данный момент конституционных и правовых норм, несогласие недавних союзников и многих социальных групп с насильственным захватом власти, наличие альтернатив мирного развития событий и др.). Поэтому дать точное определение событиям октября 1917 г. сегодня достаточно трудно. Несмотря на различные оценки историков и современников, значение Октября 1917 г. в истории страны очень велико.
(Учащиеся высказывают своё мнение)
VII. Домашнее задание
- Вопросы на с. 49 учебника.
- Нарисуйте схему центрального и местного управления советской власти (информация в учебнике на с. 48-49)