урок истории на тему "Гражданская война и интервенция в России. 1918-1922 гг."
Содержательная цель урока: сформировать представления учащихся о Гражданской войне и интервенции в России как одной из самых больших трагедий отечественной истории.
Деятельностная цель урока: закрепление умений работы с исторической картой, историческими и литературными источниками; развитие мыслительных навыков, установления причинно-следственных связей, проведения аналогий, использования индуктивного и дедуктивного методов познания; усвоение правил индивидуальной, групповой и фронтальной работы.
Прогнозируемые результаты:
- Личностные: уметь давать оценку своим действиям и действиям других людей, работать в группе, определять свой вклад в общую работу
- Метапредметные: уметь анализировать и выделять общее, находить наиболее оптимальный алгоритм действий; развивать навыки работы с картой; уметь выделять главное и второстепенное в источниках информации.
- Предметные: уметь давать определение понятию «гражданская война», выделять ее особенности; знать участников Гражданской войны в России и цели их борьбы; уметь устанавливать причины и следствия исторических событий; использовать межпредметные связи при изучении новой темы.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Дидактические средства: учебник О.В.Волобуева, С.П.Карпачева, В.А.Клокова «История России. 10 класс»; стихотворение М.Волошина «Гражданская война»; исторические источники и мемуары; карта «Гражданская война и интервенция в России»; видеофрагмент художественного фильма «Адмирал» (режиссер А. Кравчук); презентация; на доске – плакаты времен Гражданской войны.
Оборудование: компьютер, мультимедийная проектор; экран; колонки.
Технологическая карта урока
Этап урока |
Виды работы, формы, методы, приемы |
Содержание педагогического взаимодействия |
Планируемые результаты |
|
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|||
1. Организационный момент. Мотивация учебной деятель-ности. |
Приветствие присутствую-щих, пожелания позитивного настроения и плодотворной работы на уроке. |
Приветствует учеников, проверяет их готовность к уроку. |
Организовывают рабочее место, приветствуют учителя. |
Создание благоприятной атмосферы урока, нацеленности на работу. |
2. Актуализация знаний.
|
Демонстрация слайда презентации №1, фронтальная беседа |
Ребята, обратите внимание на слайд. Знаком ли вам этот памятник? Где он находится? Как называется? Почему был создан этот памятник? В какое время? Какие эмоции он у вас вызывает? |
Дети называют памятник «Борцам за советскую власть», расположенный в родном г. Петровске, высказывают свои предположения о причинах и времени создания памятника, выражают свои чувства и эмоции. |
Актуализация знаний, полученных на предыдущих уроках. Воспитание уважения к истории малой родины, бережного отношения к памятникам архитектуры. |
3. Целеполагание, постановка проблемы.
|
Фронтальная беседа, постановка учебной задачи. Слайд презентации № 2,3 с темой, целью и задачами урока. |
Что такое советская власть? Почему была необходима борьба за советскую власть? Когда и почему началась эта борьба? Кто поддерживал установление советской власти в России и кто выступал против нее? Если внутри одного государства идет борьба между ее гражданами, то какое название он может носить? Где и когда уже происходили подобные события? Предположите, какова тема, цель и задачи нашего урока? |
На основе ранее полученных знаний определяют значение понятия «советская власть», какими методами она была установлена, кто являлись ее сторонниками и противниками. Участвуют в постановке учебной проблемы. Определяют тему, цель и задачи урока. |
Формулирование темы урока. Постановка проблемного задания на урок: Почему была необходима борьба за установление советской власти? Кто мог стать ее участниками и каковы были цели борьбы? К каким результатам привела борьба за советскую власть? Выполнение задания № 1 в рабочих листах. |
4. Поиск путей решения проблемы.
|
Фронтальная беседа с классом, инициирование способов решения поставленной проблемы. |
Предположите, как нам найти ответы на поставленные вопросы? Какие методы, способы и ресурсы для этого можно использовать? |
Учащиеся называют варианты решения проблемы: использовать материал учебника, историческую карту, ресурсы Интернет, исследовательскую литературу и исторические источники. |
Выдвижение гипотез о способах решения поставленной учебной задачи, построение маршрута урока. Определение индивидуальных целей, средств и способов решения затруднений.
|
5. Решение проблемы.
|
Исследователь-ская работа с литературным произведением – стихотворением М. Волошина «Гражданская война». Выступление экспертов (учащихся, предварительно подготовивших мини-проекты к уроку по заданию учителя). Демонстрация слайда презентации № 4. |
Предлагаю вам начать работу по изучению темы урока, обратившись к необычному источнику – стихотворению М. Волошина «Гражданская война». В каком году написано это стихотворение? Можно ли доверять данному литературному произведению как историческому источнику? Какие группы участников гражданской войны выделяет автор? Как он определяет их социальный состав? Какие характеристики он приводит? Каковы цели борющихся сторон? Предположите, под какими знаменами воевали и какие названия могли носить участники гражданской войны? Каковы были их цели? |
Дети знакомятся со стихотворением, называют год его создания (1919 г.), определяют степень достоверности источника. Выделяют в тексте участников гражданской войны, пытаются опреде-лить названия про-тивоборствующих сторон гражданской войны. Выступление экспертов с сообщением об участниках гражданской войны и их целях, лидерах «красного», «белого» и «зеленого» движений.
|
Определение участников гражданской войны, целей их борьбы. Обращение к историческим источникам. Выполнение задания № 2 в рабочих листах. |
Исследователь-ская работа с литературным произведением – стихотворением М. Волошина «Гражданская война». Слайд презентации № 5. |
Вернемся к произведению М. Волошина. О каких участниках гражданской войны упоминает автор в конце стихотворения? Кого он называет «хищником»? Как объясняет его цели? |
Дети зачитывают фрагмент стихотворения, пытаются определить, о ком говорится в тексте. Проанализировав выступления экспертов, определяют причины и цели интервенции, называют страны, участвовавшие в ней. |
Определение участников интервенции, целей их борьбы. Выполнение задания № 3 в рабочих листах. Первичное закрепление знаний. |
|
Работа с исторической картой (на доске и в учебнике О.В.Волобуева, С.П.Карпачева, В.А.Клокова «История России. 10 класс» c. 68-69) |
Любая война – это солдаты и офицеры, битвы и сражения, победители и проигравшие. Обратимся к исто-рической карте и определим ход боевых действий Гражданской войны, территорию Советской России в августе 1919 г.; расположение армий белогвардейцев и «зеленых»; места и годы крупных сражений между «красными» и «белыми»; направления ударов интервентов. |
Работают с исторической картой, слушают рассказ учителя, выполняют задания по контурной карте. |
Фиксирование хода боевых действий во время Гражданской войны, выполнение задания № 4 в рабочих листах. |
|
Физминутка |
||||
Изучение статистических и исторических данных. Работа в группах (часть детей изучает данные о «красном» терроре, другая часть – о «белом» терроре в годы войны) |
Какие методы, помимо сугубо военных, использовали участники Гражданской войны для достижения своих целей? Были ли их методы похожи или различались? Обратимся к статистическим данным. |
Учащиеся знакомятся с фактами «красного» и «белого» террора в годы Гражданской войны, называют наиболее крайние их формы. |
Нравственная оценка действий участников Гражданской войны, осуждение политики террора. |
|
6. Первичное закрепление. Коррекция полученных знаний.
|
Анализ исторических источников. Фронтальная беседа. Демонстрация слайда презентации № 6. |
Итак, к 1920 г. большевикам удалось разгромить основные силы белогвардейцев, а к 1922 г. уничтожить их армии оконча-тельно. Что помогло им одержать победу? |
Выдвижение гипотез о причинах побед Красной армии в Гражданской войне, обоснование выдвинутых гипотез информацией из источников. |
Орпеделение причин победы «красных» и поражения «белых» и «зеленых». Выполнение задания № 5 в рабочих листах. |
Фронтальная беседа. Демонстрация слайда презентации № 7. Работа со стихотвореним М. Волошина. Просмотр и обсуждение видеофрагмента из худ. Фильма «Адмирал» (режиссер – А. Кравчук) В завивисимости от наличия временина уроке фрагмент может быть показан полностью или с момента 02 мин. 08 сек. |
К каким результатам и последствиям привела гражданская война? Выскажите свои предположения. Почему Граждан-скую войну называют трагедией народа? Как относится М. Волошин к событиям Гражданской войны? На чьей он стороне? Почему вопрос «Чью сторону принять?» стал тяжелым нравственным испытанием для граждан России? В каких произведениях литературы и искусства встречается описание событий Гражданской войны? |
Дети указывают возможные последствия и результаты Гражданской войны. Проверяют свои предположения, используя статистические сведения на слайде.
|
Обобщение знаний по теме, оценка Гражданской войны не только с позиций человеческих и материальных потерь, но и с позиций нравственности. Выражение собственного отношения учащихся к событиям и участникам Гражданской войны. |
|
7. Систематизация знаний. Включение в систему знаний и умений.
|
Актуализация внимания на пройденном материале. Подведение итогов урока. Работа со слайдами презентации № 2,3 с темой, целью и задачами урока. |
Наш урок подходит к концу. Какова была тема урока? Достигнуты ли его цель и задачи? Смогли ли мы ответить на все поставленные вопросы? Какие методы и средства мы использовали для этого? |
Дети формулируют результаты работы, называют основные тезисы усвоенного материала, определяют достижение поставленных цели и задач, называют использованные на уроке средства их достижения. |
Закрепление полученных на уроке знаний. Умение структурировать знания, выбирать наиболее эффективные способы решения задач. Соотнесение целей урока и достигнутых результатов. |
8. Домашнее задание. |
Объяснение домашнего задания и требований к выполению письменной работы. Демонстрация слайда презентации № 10. |
Учитель объясняет необходимость работы с учебником и картой; нацеливает учащихся на выполнение письменного задания по выбору: 1) На памятнике «Борцам за Советскую власть», установленном в нашем родном городе, раньше была мемориальная плита со списком фамилий и надписью: «Петровчанам, погибшим от банды Попова». К сожалению, сегодня она утрачена. Как вы считаете, стоит ли восстановить эту мемориальную плиту? Если да, то какая надпись на ней должна быть сегодня? 2) написать эссе на одну из тем: – Модель российского государства в случае победы «белых» (или «зеленых», или интервентов) – Могли ли «красные» и «белые» найти компромисс? – Возможна ли гражданская война в современной России? |
Учащиеся записывают домашнее задание, выбирают тему и уточняют требования к выполнению письменной работы. |
Фиксирование домашнего задания в рабочих листах или дневниках. Самоопределение учащихся, определение объема материала, который предстоит выучить. |
9. Оценивание.
|
Оценивание деятельности экспертов, групп, индивидуальных достижений учащихся на уроке |
Учитель обосновывает и оценивает работу класса и отдельных учеников, отмечает наиболее полные и точные ответы, дает советы менее активным ученикам, благодарит экспертов за выступление на уроке. |
Самоконтроль учащихся, самооценка своей деятельности на уроке. |
Формирование навыка объективной самооценки и адекватного отношения к критике. |
10. Рефлексия учебной деятельности.
|
Индивидуаль-ный самоанализ деятельности учащихся на уроке. Демонстрация слайда презентации № 11. |
Благодарит за урок. Предлагает учащимся оценить свою деятельность на уроке, продолжив фразы:
|
Анализируют свою учебную деятельность и психологическое состояние на уроке. Фиксируют собственные трудности и поиск способов их преодоления. |
Определение эффективности и продуктивности урока. |
Оставьте свой комментарий к работе, нажав на кнопку «Написать». Расскажите, что именно вас не устраивает в работе, а если вы считаете, что работа содержит ошибки и неточности – нажмите на соответствующую галочку в форме отклика.
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственность за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.