Урок физики по теме: «Агрегатные состояния вещества»
Цель урока: изучить физические особенности в строении и свойствах различных веществ.
Обучающая: формирование представлений о свойствах твердых тел, жидкостей,газов. Развивающая: развитие умений учащихся наблюдать, сравнивать, применять ранее усвоенные знания в новой ситуации, анализировать, делать выводы
Воспитательная: воспитание трудолюбия, интереса к предмету. Коррекционные: развитие зрительного восприятия и узнавания; коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках. Тип урока: Урок усвоения нового материала
Оборудование: интерактивная доска, презентация, пробирка, лёд, картинки льда, воды, пара, рабочие тетради по физике
Ход урока
I. Орг. момент.
Проверка готовности к уроку, отчет дежурного ученика.
II. Актуализация знаний.
– Из чего состоит вещество?
- Что такое молекула?
– Дайте понятие «внутренняя энергия тела».
– От чего зависит внутренняя энергия тела?
- Как зависит скорость движения молекул от температуры?
III. Новый материал.
-Посмотрите на картинку какие вещества вы видите? ( Лёд, вода, пар) (слайд2)
-Какие это состояния вещества? (Твердое, жидкое, газообразное).
-Кто может сказать тему нашего урока?(Твердое , жидкое, газообразное состояние вещества).
Данные состояния называются агрегатными состояниями вещества. Любое вещество может находиться в трех агрегатных состояниях. Но свойства веществ в разных состояниях различны. Сегодня мы должны выяснить, какими свойствами обладают тела.
Тема нашего урока «Агрегатные состояния вещества» (Слайд 3)
Какова цель нашего урока? ( Изучить свойства агрегатных состояний и их строение).
Где мы сможем использовать знания по этой теме? (Многие производства основаны на знаниях о поведении и свойствах веществ, находящихся в разных агрегатных состояниях, для получения сплавов, работа паровых турбин, различные природные явления, круговорот воды, и т.д)
Опыт: Беру кусочек льда, кладу в пробирку, нагреваю. (Лед превращается в воду, вода превращается в пар).
- Назовите в каких агрегатных состояниях находилась вода? (Слайд 4)
-Что же отличает одно агрегатное состояние вещества от другого? (Ответы учащихся)
– Каковы особенности молекулярного строения газов, жидкостей и твердых тел? (Ответы учащихся).
– Достаточно ли у вас знаний чтобы обьяснить отличия агрегатных состояний на основе особенностей молекулярного строения веществ?
- Давайте рассмотрим агрегатные состояния вещества на примере воды.
Рассматриваем поочередно особенности расположения молекул в различных агрегатных состояниях вещества (работа в группах с учебником на с. 30-31).
Ответить вопросы:
Сохраняется ли форма (твердого, жидкого, газообразного) тела при неизменной температуре?
Сохраняется ли объем (твердого, жидкого, газообразного) тела при неизменной температуре?
Как располагаются молекулы (твердого, жидкого, газообразного) тела.
Объяснить силы притяжения и отталкивания.
Возможен ли переход (твердого, жидкого, газообразного) тела в другое агрегатное состояние?
Учащиеся каждой группы заполняют таблицу отвечая на вопросы своей группы, представляют свои результаты и выводы с помощью интерактивной доски, остальные учащиеся записывают в тетрадь. (Слайд 5)
|
Газообразные тела |
Жидкие тела |
Твердые тела |
Форма |
Сохраняют |
Не сохраняют |
Не сохраняют |
Объем |
Сохраняют |
Сохраняют |
Не сохраняют |
Расположение молекул |
Упорядоченно, не могут свободно перемещаться, расположены вплотную друг к другу. |
Не могут далеко удаляться друг от друга |
Перемещаются свободно по всему объему |
Взаимодействия между молекулами |
Сильные |
Значительные |
Слабые |
После выступления каждой группы заполняем схему перехода агрегатных состояний вещества (1 ученик работает с интерактивной доской).
Таким образом, существует шесть процессов, которые определяют варианты перехода из одного агрегатного состояния в другое: плавление, кристаллизация, парообразование, конденсация, сублимация, десублимация.(Слайд 6)
IV. Закрепление.
Фронтальный опрос:
- В каких агрегатных состояниях может находиться одно и тоже вещество?
- Чем определяется то или иное агрегатное состояние вещества?
- Каковы особенности молекулярного строения газов, жидкостей и твердых тел?
- Может ли внутренняя энергия тела изменяться без изменения температуры? Приведите примеры, подтверждающие ваш ответ.
Работа в парах (каждой паре даётся загадка, отгадать и объяснить по каким особенностям определили агрегатное состояние вещества) (Слайд 7)
- Что за невидимка: в дом просится, а дверь откроешь, - прежде людей бежит? (воздух, газ, пар).
- С неба пришел, в землю ушел? (дождь)
- Что в гору не вкатишь? (вода)
- На всех садится, никого не боится? (снег)
V. Самостоятельная работа.
Работа в рабочей тетради (с. 25 задание 12.1-12.4) Т.А. Ханнанова. Рабочая тетрадь по физике (к учебнику А.В.Перышкина) М.:Дрофа,2014
VI. Подведение итогов
- Какую тему изучили сегодня на уроке?
-Чем запомнился урок?
- Что нового узнали на уроке?
- Какое практическое значение имеют явления перехода вещества из одного агрегатного состояния в другое?
VII. Рефлексия. (Слайд 8)
Перед вами лежат картинки с изображением льда, воды и пара.
Лёд- вам было все понятно на уроке и вы получили прочные знания.
Вода – если вы испытывали затруднения при изучении темы.
Пар – все было не понятно.
Выберите нужную картинку и положите на парту.
VIII. Домашнее задание (Слайд 9)
– Параграф 12 стр.30-31, прочитать, ответить на вопросы, выучить особенности молекулярного строения веществ.
– Рабочая тетрадь, стр.26 задание12.5 (заполнить таблицу).
– Индивидуально: придумать сказку о переходе агрегатных состояний или найти занимательные факты переходов одного агрегатного состояния в другой.
Оставьте свой комментарий к работе, нажав на кнопку «Написать». Расскажите, что именно вас не устраивает в работе, а если вы считаете, что работа содержит ошибки и неточности – нажмите на соответствующую галочку в форме отклика.
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственность за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.