Урок 99. В. К. Железников. «Чучело»
Разработки уроков (конспекты уроков)
Основное общее образование
УМК под ред. Б. А. Ланина. Литература (5-9)
Литература
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Цель урока
Пересказывать содержание художественного произведения подробно, максимально используя характерные для стиля писателя слова, выражения, синтаксические конструкции.
Задачи урока
- 1. Воспитание характера и моральных ценностей.
- 2. Разбор текста произведения.
Виды деятельности
-
беседа, проверка знаний учащихся, лекция, чтение, интерпретация
Ключевые понятия
-
автор и рассказчик, портрет литературного героя
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Работа с текстом. Справедливость и милосердие | Поговорите с учениками о том, как они понимают справедливость и милосердие. Обратите их к примерам из литературы. Вопросы для обсуждения: 1. Кого из известных вам литературных героев можно назвать милосердным? 2. Какие поступки вы могли бы назвать справедливыми? 3. Могут ли справедливость и милосердие дополнять друг друга или эти качества несовместимы и справедливость не может быть милосердной? Поговорите о прочитанных главах повести «Чучело», опираясь на эти два понятия. Вопросы и задания для обсуждения: Является ли Железная Кнопка справедливой девочкой? «Живёшь не по правде — расплата! Никто не должен оставаться безнаказанным. И никогда не уйдёт от ответа. Ни-когда!.. К кому бы это ни относилось, даже к родным», — вот слова Железной Кнопки. Согласны ли вы с такими принципами? Нравится ли вам этот персонаж? Чем, почему? Справедливо было бы наказать Лену, сообщи она и в самом деле о прогуле учеников? Почему все так быстро сплотились против Чучелы? Одноклассники Лены Бессольцевой — жестокие ребята. Им было достаточно признания девочки, разбираться в этом деле дальше они не захотели. Конечно, милосердие им чуждо. А справедливы ли они? Почему Шмакова и Попов не желают открыть правду? Прочитайте в тринадцатой главе сцену в парикмахерской у тёти Клавы. В этом эпизоде Лена впервые признаётся, что предала не она. Выслушав девочку, тётя Клава советует Лене не прощать того, кто так и не сознался, видя её мучения. «Только ты его не прощай!.. — Повернулась к ней гневным лицом. — Дай слово, что не простишь! Ленка промолчала». Можно ли сказать, что в этом диалоге сталкиваются справедливость и милосердие? |
2 | 2. Работа с текстом. Уроки Бессольцевых | Уроки Бессольцевых Дедушка и внучка Бессольцевы преподали школьникам несколько очень важных уроков. Следует перейти к обсуждению важной сцены: Лена Бессольцева на праздновании дня рождения Димы Сомова. Вопросы для обсуждения: Праздник уже подходит к концу, и неожиданно появляется Лена. Как она выглядит? К кому Ленка обращается, о чём говорит? Прежде она убегала от своих одноклассников. Конечно, ведь они её гнали по городу, как зайца. Как она ведёт себя сейчас? Что придаёт ей силы? Почему она так изменилась? Шестиклассники отвечают, что Ленка уже знает о своём завтрашнем отъезде. Она понимает, что победа над Чучелом — мнимая: «Честно говоря, жалко мне вас. Бедные вы, бедные люди», — и ушла. Почему Железная Кнопка считает своих одноклассников «хлюпиками»? Про Лену же она говорит: «Всем врезала. Не каждый из вас на это способен. Жалко, что она оказалась предателем, а то бы я с ней подружилась...» Что в поведении Ленки могло так понравиться Железной Кнопке? Дедушка Лены решил подарить все картины городу. Как расценили его поступок школьники? Чему научил подростков этот поступок Бессольцева? Как ведёт себя в последний день классный руководитель Маргарита? Есть ли вина классного руководителя в том, что происходило в классе, и в том, что Бессольцевы вынуждены покинуть город? Итак, извинение, написанное мелом на доске... Значит ли это, что короткое общение с Леной изменило ребят? Кто из них изменился? В чём это проявилось? |
3 | 3. Информация о домашнем задании | Портрет Ю. П. Мориц. Домашнее задание: 1. Уже не в первый раз в повести дети разговаривают со взрослыми, и их взгляды не всегда совпадают. Какова роль взрослых в повести? Принимают ли они участие в событиях? Помогают ли взрослые детям? Как и когда? Понимают ли ребята и взрослые друг друга в этой повести? Напишите об этом небольшое эссе (примерно на 150 слов). 2. Прочитать рассказ Ю. П. Мориц «Всадник Алёша». |