Урок 94. А. Г. Алексин. «Мой брат играет на кларнете»
Разработки уроков (конспекты уроков)
Основное общее образование
УМК под ред. Б. А. Ланина. Литература (5-9)
Литература
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Цель урока
Пересказывать содержание художественного произведения подробно, максимально используя характерные для стиля писателя слова, выражения, синтаксические конструкции.
Задачи урока
- 1. Воспитание характера и моральных ценностей.
- 2. Усвоение и актуализация литературоведческих терминов: роль пейзажа в литературном произведении, автобиографический герой.
Виды деятельности
-
беседа, проверка знаний учащихся, лекция, чтение, интерпретация
Ключевые понятия
-
пейзаж в художественном произведении, автор и рассказчик, автобиографичность героя-повествователя, портрет литературного героя
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Проверка домашнего задания | Сначала задайте вопросы, которые позволяют вспомнить (а тем, кто так и не прочитал, узнать), чем закончилась эта повесть. Обычно на вопросы «Что произошло?», «Что сделала главная героиня?», «Как отреагировал её брат?» и т. п. должны отвечать те ученики, которые наверняка не будут участвовать в обсуждении более сложных вопросов. |
2 | 2. Работа с текстом. Домашнее задание | После того как ученики восстановят в памяти сюжетную линию произведения, можно переходить к обсуждению. Здесь мы вновь придерживаемся основной линии анализа: сочетание предметных и метапредметных результатов. Когда мы спрашиваем «Изменилась ли рассказчица за время происшедших событий?», то задаём как раз двунаправленный вопрос. С одной стороны, школьники рассуждают о способности человека изменяться, признавать свои ошибки, следовать благородным жизненным ориентирам. С другой стороны, за этим вопросом следует неизбежное обращение к тексту. Все рассуждения должны основываться на знании текста произведения, сюжета, должны доказываться цитатами из текста. Конечно, не забудьте обратить внимание учащихся на художественное мастерство писателя. В частности, весьма поучительно разобрать композицию произведения: выделить главный, на ваш взгляд, эпизод, но предварительно обязательно спросить мнение самих ребят. Дайте им возможность попробовать, ошибиться, исправить свою ошибку, и только потом высказывайте своё мнение. Развитию речи будет способствовать вопрос о том, как мог бы измениться ход событий, произойди важный разговор между братом и сестрой раньше. Ученики могут пофантазировать, предложить свои соображения относительно развития сюжета. Наконец, безусловного поощрения заслуживает правильный ответ на вопрос о любимом словечке Жени «представляете?!». Если учащиеся сами на него отвечают, это означает, что они уже достигли определённой читательской зрелости, и их литературное образование, читательская компетентность прогрессируют. |