Урок 93. А. Г. Алексин. «Мой брат играет на кларнете»
Разработки уроков (конспекты уроков)
Основное общее образование
УМК под ред. Б. А. Ланина. Литература (5-9)
Литература
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Цель урока
Пересказывать содержание художественного произведения подробно, максимально используя характерные для стиля писателя слова, выражения, синтаксические конструкции.
Задачи урока
- 1. Воспитание характера и моральных ценностей.
- 2. Усвоение и актуализация литературоведческих терминов: роль пейзажа в литературном произведении, автобиографический герой.
Виды деятельности
-
беседа, проверка знаний учащихся, лекция, чтение, интерпретация
Ключевые понятия
-
пейзаж в художественном произведении, автор и рассказчик, автобиографичность героя-повествователя, портрет литературного героя, интонация
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Вводная часть урока | Урок начинается с работы над рубрикой «Решаем читательские задачи» (учебник, ч. 2, с. 217). 1. Симпатична ли вам рассказчица? Какие черты её характера вам нравятся? Какие неприятны? Как автор передаёт нам своё отношение к сочинительнице дневника? Приведите примеры. 2. Каким показан в повести брат героини Лёва? Есть ли разница в том, как его представляет автор и каким он видится рассказчице? 3. Опишите, как относится рассказчица к своему брату. Какое будущее она ему пророчит? В чём она видит свою роль в его судьбе? 4. Что вносит в жизнь Лёвы встреча с Алиной? Как относятся к Алине разные персонажи повести? 5. О ком больше думает Женя: о брате или?.. 6. Какое мнение сложилось у вас о главной героине повести? Как она сама оценивает себя по ходу развития событий? 7. Изменилась ли рассказчица за время происшедших событий? Почему она решила больше не вести дневник? |
2 | 2. Работа с текстом. Домашнее задание | Итак, ученики уже прочитали значительную часть повести. Они могут ответить на первые пять вопросов рубрики «Решаем читательские задачи». Непременно включите в обсуждение первый и последний вопросы из рубрики «Литературная мастерская» (учебник, ч. 2, с. 218). Очень важно, чтобы ученики сразу же определили, что меняет в восприятии произведения дневниковая форма повествования. Они упомянут искренность персонажа, проникновение писателя в психологию героя — разумеется, высказав всё это своими словами. Только после этого задайте вопрос об интонации. Конечно, нужно помочь учащимся, если они не найдут верных слов: интонация становится доверительной, дружеской, абсолютно искренней: ведь фактически героиня выдаёт свои самые сокровенные мысли и мечты, ничего не скрывает. Спросите, верят ли главной героине ученики, и вы услышите, скорее всего, положительный ответ. Однако многие ошибки героини можно предсказать, лишь только мы начинаем читать эту повесть. Тот факт, что она, сестра, сразу же раскрывает свои корыстные планы, лишь уменьшает симпатию к ней читателя. 1. В какой форме излагаются события? Какую интонацию вносит в повесть дневниковая форма повествования? 2. У рассказчицы есть любимое словечко, которое она употребляет довольно часто. Что это за словечко? Для чего оно повторяется в тексте так часто? Домашнее задание: Прочитать отрывки повести, данные в учебнике, до конца. |