Урок 91. Ю. Я. Яковлев. «Багульник». Образ багульника, его роль в рассказе
Разработки уроков (конспекты уроков)
Основное общее образование
УМК под ред. Б. А. Ланина. Литература (5-9)
Литература
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Цель урока
Воспринимать форму и содержание литературного произведения в свете общеэстетических характеристик искусства и литературы определённой эпохи
Задачи урока
- 1. Воспитание характера и моральных ценностей.
- 2. Анализ текста рассказа.
- 3. Написание эссе или сочинения.
Виды деятельности
-
Беседа, проверка знаний учащихся, лекция, чтение, интерпретация
Ключевые понятия
-
автор и рассказчик, автобиографичность героя-повествователя
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Проверка домашнего задания | Хорошо, если на столе учителя во время второго урока будет стоять веточка багульника или на доске прикреплена репродукция картины с изображением букета из багульника. Украсят урок и рисунки школьников, выполненные дома. Начинать беседу целесообразно с выявления впечатлений. В ответах ребята используют сделанные дома записи в рабочей тетради. На основе ответов школьников можно построить беседу в начале урока: учитель будет читать вопросы, а учащиеся отвечать. Возможно, это будет не беседа, а дискуссия. Интересно, что мнения могут расходиться. Например, некоторые учащиеся считают, что добро вполне может быть с кулаками, потому что нужно защищать, отстаивать свою правоту всеми способами, даже если нужно подраться, наказать неправого, обидчика, вступиться за слабого — это тоже проявление добра. Пусть школьники выскажутся, поспорят или придут к общему мнению. Главное, чтобы они учились слушать друг друга, формулировать и высказывать собственное мнение, обосновывать его. |
2 | 2. Дискуссия | 1. Какие чувства вы испытали, читая рассказ? Чем он вас привлёк? Какие моменты особенно запомнились, почему? Как правило, рассказ никого не оставляет равнодушным. Ребята эмоционально делятся своими впечатлениями, называют отдельные фрагменты: от эпизода, когда мальчик спал на уроке, до эпизодов, связанных с его помощью собакам. 2. Каким вы представляете себе главного героя в начале произведения? Как автор его называет? (Молчальником.) Подберите к этому слову другие слова, близкие по значению. (Угрюмый, нелюдимый, необщительный.) В ответах ребята используют сделанные дома записи в рабочей тетради. Примерный ответ учащегося Как можно относиться к ученику, который зевает на уроках и отвратительно гримасничает, даже не пытаясь сдерживать себя, ещё и подвывает, и трясёт головой, чтобы не спать? Причину же своего поведения объяснять не желает: просто молчит. Конечно, он производит неприятное впечатление человека ограниченного, ничем не интересующегося, невоспитанного, который, возможно, ночи напролёт проводит перед экраном телевизора или компьютера, он не хочет общаться и учиться. В общем, никчёмный мальчик, не способный к деятельности, не любознательный, «абсолютно равнодушный ко всему». Вот оно — определение Косты: равнодушный ко всему! 3. Почему ребята подумали, что Коста — волшебник? Когда мольчальник превращается в волшебника? Ученики расскажут, как однажды Коста принёс в класс «пучок тонких прутиков и поставил их в банку с водой», чем вызвал насмешки одноклассников. Через некоторое время «веник зацвёл» — произошло чудо, которое сотворил Коста! 4. Почему после истории с багульником Женечка стала присматриваться к Косте? Потому что теперь открылся другой Коста — мальчик, способный воспринимать и ценить красоту. Значит, не может он быть равнодушным человеком, значит, есть у него какая-то тайна! Её любопытство усиливалось ещё и тем, что ребята часто видели его с разными собаками и строили самые разнообразные предположения. 5. Какой на самом деле была «загадочная жизнь» Косты, о которой не знали даже родители? Расскажите историю о «загадочной жизни» Косты от имени Евгении Ивановны. Четырём собакам помог Коста, у каждой из них свой характер. Как автор описывает их, показывает их поведение? Какая собака понравилась вам больше? Почему? Как вы думаете, почему Женечке захотелось остаться с собакой боксёром? О каких качествах её характера это говорит? Боксёр — это единственная брошенная хозяевами собака. Боксер сдержан в проявлении своего чувства благодарности Косте, а его глаза говорили о бесконечной преданности. Эта собака страдала от предательства своих хозяев, от одиночества и невозможности изменить ситуацию. Женечке было жалко боксёра, она захотела ему помочь, стать таким же другом, как Коста, разделить одиночество собаки, показать, что не все люди такие бессердечные. Это говорит о её доброте, желании помогать всем, попавшим в беду, не только животным, но и людям. 6. Как вы понимаете слова, что Коста «поддерживал в них (собаках) веру в человека»? Поделитесь своими размышлениями с одноклассниками или запишите в рабочую тетрадь. 7. Вы бы хотели дружить с таким человеком, как Коста? Объясните почему. Расскажите о том, каким был мальчик на самом деле. В рабочей тетради запишите слова, которые характеризуют Косту. Завершить разбор рассказа целесообразно творческой работой. Пусть ученики поразмышляют на тему «Мы в ответе за тех, кого приручили» в эссе или расскажут о своём домашнем любимце в сочинении «Мой маленький друг». Возможно, кто-то захочет написать отзыв. Ученики пишут в рабочих тетрадях. Хорошо, если сочинения о рассказе Ю. Я. Яковлева «Багульник» прозвучат на уроке в исполнении авторов. Пример отзыва шестиклассника В своём произведении «Багульник» Юрий Яковлев рассказывает о необычном мальчике Косте, которого звали «молчальником». Это был неразговорчивый, скромный человек. Ему всё время хотелось спать на уроках, он зевал, что вызывало интерес и осуждение не только у одноклассников, но и у классного руководителя. Учителя думали, что ему скучно на уроках. На самом деле всё оказалось не так. Коста целыми днями ухаживал за собаками, которым требовалась помощь: у одной хозяин заболел, погулять не может, другую просто бросили, третья потеряла своего хозяина и ждёт его, отказываясь от еды. Мальчик старался им помочь, рано вставал, поздно ложился, всё его время уходило на добрые дела, о которых он никому не рассказывал. Узнала об этом учительница Евгения Ивановна. Она проследила за ним, пытаясь разгадать тайну поведения Косты. Оказалось, что он добрый, отзывчивый и щедрый мальчик. Даже свой обед он отдавал собакам, а сам оставался голодным. Ребята посмеивались над странным, неприметным мальчиком. Он никогда и ничем не привлекал их внимания, так же как прутики багульника, которые Коста принёс в класс. Одноклассники назвали багульник веником. «Но однажды веник зацвёл. Прутики покрылись маленькими светло-лиловыми цветами, похожими на фиалки. Из набухших почек-узелков прорезались листья, светло-зелёные, ложечкой. А за окном ещё поблёскивали кристаллики уходящего снега. Все толпились и разглядывали багульник. Старались уловить сладковатый аромат». Таким же, как багульник, был и Коста, который предпочитал словам добрые дела и не хвастался ими. Внешне неприметный, со странным поведением, он оказался очень добрым, ответственным, не только готовым помогать нуждающимся, но и способным самостоятельно решить проблему. Собаки зависят от людей, и чаще всего животные страдают, потому что хозяева порой не могут или не хотят о них заботиться. Мне очень понравился этот рассказ! Он учит людей быть отзывчивыми, помнить об ответственности за своих домашних питомцев и просто помогать всем, чем ты можешь, — не говорить, а делать. Советую прочитать рассказ «Багульник» всем, кто хочет стать настоящим человеком! |