Урок 9. Учимся писать сочетания ча — ща
Разработки уроков (конспекты уроков)
Начальное общее образование
Линия УМК С. В. Иванова. Русский язык (1-4)
Русский язык
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | Организационный этап урока | Учитель в своем вводном слове обсуждает с учениками задачи на урок. |
2 | Словарный диктант | Словарная работа. Словарный диктант: воробей, дорога, сорока, язык, июнь, июль. Учитель орфоэпически диктует слова; ученики их записывают, подчёркивая буквы, написание которых нужно запомнить. По окончании проводится проверка: ученики по цепочке читают слова орфографически и называют подчёркнутую букву. Записать в словарик слово щавель, подчеркнуть непроверяемую орфограмму — букву а. Придумать предложение со словом щавель и одно из составленных предложений записать в рабочую тетрадь под диктовку учителя. |
3 | Актуализация знаний | Упражнение 1 — сравнение буквенной и звуковой записей слова туча. Проводится фронтально, записи выполняются и на доске, и в тетрадях: туча — [ту́ч’а]. Учитель спрашивает, подчиняется ли написание слова туча правилу обозначения звука [а] после мягких согласных. После отрицательного ответа читает материал рубрики «Обрати внимание» Информационный объект № 2 (текст (произвольный контент)). Методический комментарий: После отрицательного ответа учащихся на вопрос из предыдущего упражнения учитель читает материал рубрики «Обрати внимание». |
4 | Орфографический тренинг | Упражнение 2 — орфографический тренинг написания сочетаний ча — ща. Выполняется самостоятельно, письменно, буквосочетания подчёркиваются. Важно обратить внимание на место ударения в слове щаве́ль. Если необходимо, учитель сообщает значение этого слова. Ученики составляют несколько предложений со словом щавель, чтобы потренироваться в его произношении и употреблении. |
5 | Орфографический тренинг | Упражнение 3 — тренинг написания ча — ща и введение сочетаний чу — щу, написание которых будет повторяться на следующем уроке. |
6 | Отработка правописания | Выполняется письменно упражнение 4 — отработка правописания ча — ща и безошибочного списывания предложений. Первое предложение записывается коллективно с подробным повторением алгоритма списывания предложений, второе и третье предложения после повторения необходимой последовательности действий списываются самостоятельно. Сочетания ча — ща, жи подчёркиваются. Обращается внимание на написание с прописной буквы слова Родина, на особенности написания слова счастье. |
7 | Закрепление ранее изученного материала | Выполняется письменно упражнение 5 (по выбору) — выделение группы слов, в которых повторяется сочетание ча. Возможная трудность. В тексте упражнения встречается слово часовня. Ученики могут не знать значения этого слова. Часовня — это маленькое здание для молений, богослужений (в отличие от церкви, в часовне нет алтаря). |
8 | Дополнительный материал | |
9 | Дополнительный материал | Каллиграфическая минутка. Назвать сходство и различия между строчными буквами ш, щ и прописными буквами Ш, Щ. Прописать строчку ш, щ, Ш, Щ. |
10 | Дополнительный материал | Дифференцированная работа. Учащиеся, которым нужна педагогическая поддержка, вместе с учителем выполняют в тетради «Учусь писать без ошибок» упр. 10—14, направленные на повторение написания буквосочетаний ши, ше, жи, же. Остальные учащиеся самостоятельно выполняют упр. 5 учебника и по желанию — указанные выше упражнения в тетради на печатной основе. |
11 | Рефлексия | Учитель подводит итоги работы на уроке. |