Урок 9. Луч и его обозначение
Познакомить учащихся с бесконечной геометрической фигурой — лучом.
Научить учащихся показывать, изображать, называть и обозначать буквами латинского алфавита. Закреплять у учащихся знания табличных случаев сложения и вычитания; умения записывать цифрами и словами двузначные числа, решать текстовые арифметические задачи (в том числе различными способами), изображать отношения «больше» и «меньше» (и им аналогичные) с помощью схем, состоящих из точек и стрелок
Распознавать и показывать луч на чертеже. Различать луч и отрезок. Выполнять по плану построение луча с помощью линейки. Называть луч и обозначать его на чертеже буквами латинского алфавита. Воспроизводить результаты табличных случаев сложения и вычитания. Записывать цифрами и словами любое двузначное число. Определять арифметические действия для арифметических задач. Находить различные способы решения задач. Изображать изученные отношения с помощью схем, состоящих из точек и стрелок, а так же использовать эти схемы в ходе решения математических задач.
-
Луч
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Мотивация к учебной деятельности | Прежде всего, учащиеся должны сообразить, что данный ряд состоит из всех чисел, составленных из десятков от 10 до 100, поэтому пропущены числа 30, 60, 70 и 90. Наименьшим в этом ряду является число 10. Самое большое число в ряду — 100 (его последним называют при счёте). |
2 | 2. Актуализация опорных знаний | Работа с заданием № 10 учебника. Вычисли результаты действий. Перед выполнением задания вспомните с учащимися, что действия в скобках выполняют в первую очередь. |
3 | 3. Постановка учебной проблемы | Работа с заданием № 1 учебника. Просмотреть анимацию. Рассмотреть с учащимися геометрическую фигуру луч и его обозначение. |
4 | 4. Целеполагание | Работа с заданием № 2 учебника. Анимация.Каждый луч учащиеся должны называть, читая сначала букву, соответствующую началу луча: луч АМ, луч KО, луч DE. Связывание понятия луча с направлением движения помогает детям лучше осознать бесконечность этой геометрической фигуры. |
5 | 5.1. Открытие новых знаний | Работа с заданием № 4 учебника. Построить луч. Воспользоваться предложенным планом построения. Интеракотивное задание. Попросите учащихся отметить фигуры, которые являются лучами. Не следует требовать от учащихся называть остальные фигуры, так как дети ещё незнакомы с прямой и ломаной. |
6 | 5.2. Открытие новых знаний | Работа с заданием № 6 учебника. Интерактивное задание. Затруднение у учащихся могут вызвать точки D и Е. Дети знают, что луч бесконечен в одну сторону, поэтому изобразить полностью любой луч на рисунке невозможно. Точка D расположена перед началом луча, следовательно, не может лежать на луче. А вот для выяснения вопроса о том, лежит ли точка Е на луче, удобнее всего воспользоваться линейкой. Если расположить линейку так, как показано на рисунке, то становитсявид но, что точка Е лежит на луче. |
7 | 6.1. Первичное закрепление | Работа с заданием № 7 учебника. Начертить луч и отметить точки на луче и точки вне луча. Интерактивное задание. Учитель. Какие точки лежат на луче, а какие — вне луча? |
8 | 6.2. Первичное закрепление | Работа с заданием № 12 учебника. Интерактивное задание. Вначале повторите с учащимися правило чтения высказываний, изображённых с помощью стрелок: 1) синяя стрелка заменяет слово мен ше, а красная — слово больше; 2) дети первым читают то число, от которого идёт стрел- ка, а вторым — то, к которому идёт стрелка; 3) по рисунку можно прочитать столько высказываний, сколько на нём изображено стрелок. Затем можно переходить непосредственно к выполнению упражнения. |
9 | 7.1. Самостоятельная работа с самопроверкой | Работа с заданием № 15 учебника. Интерактивное задание. Для того чтобы задача решалась сложением, нужно в её условии слово меньше заменить словом больше. С учащимися надо разобрать и решить обе задачи (ту, которая сформулирована в задании, и ту, которая получилась после изменения условия). |
10 | 7.2. Самостоятельная работа с самопроверкой | Работа с заданием № 17 учебника. На данном этапе ученики самостоятельно выполняют типовые задания, проверяют их по новому правилу (алгоритму). Задания, предложенные на данном этапе урока, способствуют фиксации полученных знаний, позволяют рассмотреть, как новое знание укладывается в систему ранее изученного. |