Урок 88. М. Горький. «Детство». Самые светлые и добрые люди в доме деда
Разработки уроков (конспекты уроков)
Основное общее образование
УМК под ред. Б. А. Ланина. Литература (5-9)
Литература
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Цель урока
1. Определять общее и индивидуальное, неповторимое в литературном образе родины в творчестве русских писателей. 2. Анализировать различные формы выражения авторской позиции в произведении, характеризовать формы проявления авторской позиции в эпосе.
Задачи урока
- 1. Воспитание характера и моральных ценностей.
- 2. Усвоение и актуализация литературоведческих терминов: роль пейзажа в литературном произведении, автобиографический герой.
Виды деятельности
-
беседа, проверка знаний учащихся, лекция, чтение, интерпретация
Ключевые понятия
-
пейзаж в художественном произведении, автор и рассказчик, автобиографичность героя-повествователя, портрет литературного героя
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Проверка домашнего задания. Работа с текстом | Просмотр слайд-шоу. На третьем уроке речь пойдёт о самых светлых и добрых людях, оказавших огромное влияние на формирование личности главного героя повести. Учащиеся разбирают эпизод посещения Алёши Цыганком и отвечают на вопрос: Каких сказочных героев вспоминал Алёша, глядя на Цыганка, и почему? (Это молодой человек с яркой, искрящейся внешностью, с «шёлковым, ласковым» смехом. Он попытался облегчить страдания маленького Алёши во время порки, сотворил добро ради близкого ему человека, что и позволяет о нём говорить как о сказочном герое.) «Самым понятным и дорогим человеком» сразу же стала для Алёши бабушка, Акулина Ивановна. Это её бескорыстная любовь к миру обогатила героя, насытила «крепкой силой для трудной жизни». Поэтому целесообразно этот урок посвятить тем сценам, которые раскрывают нам красоту и самоотверженность русской женщины. Сцену «Долгие молитвы» учитель читает и комментирует в классе вместе с ребятами. |
2 | 2. Работа с текстом | Вопросы и задания для обсуждения: О чём просит Акулина Ивановна Бога? (О любви, согласии и благополучии в семье.) Противоречивое чувство возникает у Алёши, когда он узнаёт о том, что дед постоянно избивал бабушку. Ведь она была вдвое крупнее его. Как и почему Акулина Ивановна ответила на вопрос внука «Разве он сильнее тебя?» (В те времена жена должна была во всём повиноваться мужу, терпеть побои и унижения.) Далее подробный разбор эпизода «Пожар в красильне»: учащимся предлагается понаблюдать за поведением деда и бабушки во время пожара. Найдите в тексте слова, которые отмечают растерянность, отчаяние деда. (Он тихонько выл.) Что руководит дедом во время опасности? (Чувство собственной безопасности, он не делает ничего, чтобы остановить Акулину Ивановну, бросившуюся в огонь за купоросом; в эпизоде с конём Шарапом выпускает поводья и приказывает бабушке остановить обезумевшего от страха коня.) Какие изменения происходят в бабушкином поведении во время пожара? (Она становится решительно смелой, говорит строгим, уверенным голосом, даёт чёткие распоряжения. В трудную минуту она думает о домочадцах, выносит купорос, спасая дом от взрыва, останавливает вставшего на дыбы коня.) Шестиклассники, как и Алёша, восхищаются душевной красотой Акулины Ивановны. И очень важно закрепить это чувство. Вот почему в конце урока ученики должны вспомнить и назвать те фрагменты повести «Детство», в которых бабушка вызвала у них уважительное отношение к себе. Ученики с лёгкостью приводят примеры: «Бабушка пытается скрыть от деда проступок Алёши», «Бабушка старается защитить Алёшу от разъярённого деда», «Бабушка во время молитвы», «Бабушка на пожаре» и т. д. В конце урока учащиеся делают коллективный вывод о том, что самое большое влияние на формирование личности Алёши Пешкова оказала бабушка. Её оптимизм, любовь к человеку берут начало в народной мудрости, его вере в справедливость. Просмотр слайд-шоу. |
3 | 3. Информация о домашнем задании | Просмотр слайд-шоу. Домашнее задание: Составить простой план образа Акулины Ивановны, подготовить устный рассказ «Бабушка Акулина Ивановна». |