Урок 86. М. Горький. Автобиографичность повести «Детство»
Разработки уроков (конспекты уроков)
Основное общее образование
УМК под ред. Б. А. Ланина. Литература (5-9)
Литература
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Цель урока
1. Определять общее и индивидуальное, неповторимое в литературном образе родины в творчестве русских писателей. 2. Анализировать различные формы выражения авторской позиции в произведении, характеризовать формы проявления авторской позиции в эпосе.
Задачи урока
- 1. Воспитание характера и моральных ценностей.
- 2. Усвоение и актуализация литературоведческих терминов: роль пейзажа в литературном произведении, автобиографический герой.
Виды деятельности
-
беседа, проверка знаний учащихся, лекция, чтение, интерпретация
Ключевые понятия
-
пейзаж в художественном произведении, автор и рассказчик, автобиографичность героя-повествователя, портрет литературного героя
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Вводная часть урока | Из биографии (детские годы писателя). |
2 | 2. Этап освоения нового материала | Взросление маленького человека, борьба за своё достоинство. Образ бабушки как воплощение народной мудрости и душевного тепла. Картины природы в повести. Тема для обсуждения. Серёжа Багров, Николенька Иртеньев, Алёша Пешков и мои сверстники: общее и различное. Учитель должен быть особенно внимателен в работе над произведением, потому что в повести сохраняется горячая непосредственность детского взгляда на окружающий мир и в то же время даётся глубокий социально-психологический анализ происходящего. Повествование ведётся от лица рассказчика. Сложность состоит в том, что изображаемое в повести видится не только глазами ребёнка, главного героя, с которым и происходят все эти события, но и глазами взрослого человека, оценивающего всё с точки зрения большого жизненного опыта. Очень важно построить работу над повестью так, чтобы учащиеся смогли увидеть жизнь главного героя его глазами, воспринять всё то, что понял и прочувствовал он. |
3 | 3. Обобщение и систематизация знаний | Первый урок может основываться на материале статьи о Горьком в учебнике (ч. 2, с. 160–161). Ребята читают статью (просматривают слайд-шоу) и делают вывод, что это не подробная биография писателя, а рассказ о роли М. Горького в русской, а затем в советской литературе, о работе над повестью «Детство», которая стала первой частью автобиографической трилогии. Вопросы и задания для обсуждения: Во время летних каникул учащиеся должны были прочитать повесть полностью, поэтому первые вопросы на впечатление о прочитанном произведении: Понравилась ли вам повесть? Назовите имя главного героя? Перечислите события из жизни Алёши Пешкова, которые вам запомнились больше всего. |
4 | 4. Итоговое задание. Домашнее задание | Ребята отвечают на вопросы. Домашнее задание: Перечитать главу II повести. Подготовить выразительное чтение эпизода «Обед в доме Кашириных». |