Урок 81. Прямая
Разработки уроков (конспекты уроков)
Начальное общее образование
Линия УМК В. Н. Рудницкой. Математика (1-4)
Математика
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Цель урока
Закрепить знания учащихся о бесконечной геометрической фигуре — прямой и различными случаями взаимного расположения на плоскости двух прямых.
Задачи урока
- Научить учащихся показывать, изображать, обозначать
- буквами латинского алфавита, а также называть прямые.
- Закреплять у учащихся умения выполнять устно и письменно изученные действия с двух-, трёхзначными числами; использовать правила порядка выполнения действий в числовых выражениях для
- нахождения значений выражений; вычислять значения буквенных выражений; конструировать и решать текстовые арифметические задачи (в том числе разными способами).
- Развивать у учащихся графические умения и пространственные представления.
- Формировать у учащихся навыки логических рассуждений.
Виды деятельности
-
Распознавать и показывать прямую на чертеже.
Различать прямые и кривые линии.
Строить прямую с помощью линейки.
Называть прямую и обозначать её на чертеже буквами латинского алфавита.
Составлять план построения двух прямых, которые при пересечении образуют прямой угол, и выполнять построение с помощью линейки угольника.
Находить решение задач, содержащих буквенные данные.
Выполнять устно и письменно действия с двух-, трёхзначными числами.
Применять правила порядка выполнения действий в числовых выражениях для нахождения значений выражений.
Вычислять значения буквенных выражений.
Составлять задачи по данным, представленным на рисунке.
Выбирать арифметические действия для решения задачи.
Находить различные способы решения задач.
Копировать фигуры сданных образцов.
Строить фигуры, симметричные данным, на клетчатом фоне. Находить оси симметрии фигуры.
Выявлять закономерность построения данного числового ряда и называть несколько следующих чисел ряда, а также решать обратную задачу (опираясь на заданную закономерность, указывать несколько чисел ряда).
Ключевые понятия
-
Прямая
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Мотивация к учебной деятельности | Работа с заданием № 15 учебника. Интерактивное задание. Найди значения выражений и запиши ответы. |
2 | 2. Актуализация опорных знаний | Работа с заданием № 17 учебника. Реши задачу, запиши решение и ответ. Интерактивное задание. Отметь верный ответ. |
3 | 3. Постановка учебной проблемы | Работа с заданием №26 учебника. вычисли значения выражений. Интерактивное задание. Отметь, какие из отмеченных точек лежат на луче MX . |
4 | 4. Целеполагание | Работа с заданием № 5 учебника. Особое затруднение у учащихся может вызвать выполнение задания по определению положения точек Е и С. Они знают, что прямая — бесконечная фигура, поэтому полностью изобразить любую прямую на чертеже невозможно. Удобнее всего воспользоваться линейкой. Если мы расположим линейку так, как показано на рисунке, то видно, что точки Е и С лежат на прямой. Общий вывод такой: точки Y, X, D, E и С лежат на прямой, а точки К, А, М и В не лежат на ней. Интерактивное задание. Отметь фигуру, которая является ломаной линией? |
5 | 5. Открытие новых знаний | Работа с заданием № 6 учебника. Предложите детям (сначала на глаз, а потом с помощью чертёжного угольника) определить, на каком из двух рисунков при пересечении прямых образуется прямой угол (на рисунке 1). Затем обсудите с учениками вопрос о том, какими в этом случае будут три остальных угла. Пусть они выскажут свои предположения и проверят себя с помощью угольника. Подводя итог, делаем вывод: «Если при пересечении двух прямых образуется один прямой угол, то и остальные три угла будут прямыми». В заключение сообщите учащимся, что в этом случае часто говорят: «прямые пересекаются под прямым углом». Интерактивное здание. Какие из отмеченных точек не лежат на прямой? |
6 | 6. Первичное закрепление | Работа с заданием № 7 учебника. В этом задании учащиеся впервые встречаются с построением на нелинованной бумаге прямых, пересекающихся под прямым углом, поэтому на доске с помощью демонстрационных инструментов полезно дать образец построения. Этапы работы. 1. Строим произвольно одну из двух прямых, используя линейку. 2. Строим вторую прямую, пересекающую первую под прямым углом, с помощью угольника. Особое внимание детей обратите на то, как в процессе построения правильно располагать чертёжный угольник. Интерактивное здание. Задание можно предложить учащимся для самостоятельного выполнения. А слабоуспевающим детям для решения задачи предложи те карточку-помощницу. Запиши при помощи карточек с цифрами треть каждого из чисел: 21, 18, 27, 12, 30. Отметь цветными фишками точки, симметричные данным относительно прямой. |
7 | 7. Самостоятельная работа с самопроверкой | Работа с заданием № 8 учебника. Интерактивное задание. Отметь рисунки, на которых прямые пересекаются. Работа с заданием № 34 учебника Разберите с учащимися следующие два способа решения задачи. Способ 1 Способ 2 1) 5 · 8 = 40; 1) 8 – 3 = 5; 2) 2 · 3 = 6; 2) 5 · 5 = 25; 3) 40 + 6 = 46. 3) 5 + 2 = 7; От в е т: 46 ша ров. 4) 7 · 3 = 21; 5) 25 + 21 = 46. Ответ: 46 шаров. |