Урок 8. Тема «Былины». Литературное слушание. «Как Илья из Мурома богатырём стал» (в пересказе И. Карнауховой)
Разработки уроков (конспекты уроков)
Начальное общее образование
Линия УМК Л. А. Ефросининой. Литературное чтение (1-4) (Начальная школа XXI века)
Литературное чтение
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Задачи урока
- Познакомить с фольклорными произведениями;
- дать понятие о былине как жанре фольклора;
- учить сравнивать рассказы, стихотворения и былины;
- обучать самостоятельному чтению на уроке;
- формировать навык чтения молча (про себя);
- отрабатывать навык выразительного чтения.
Виды деятельности
-
Сравнивать произведения фольклора и указывать их особенности (структура, форма, цель);
сравнивать произведения по жанрам и темам;
самостоятельно читать текст молча;
находить и самостоятельно читать фамилию автора и заголовок, правильно называть произведения.
Ключевые понятия
-
Жанр, тема, былина, фольклор
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Выявление читательского опыта: работа со схемой «Фольклор» | – Мы с вами продолжаем знакомиться с произведениями устного народного творчества. Вспомните жанры фольклора и приведите примеры. |
2 | 2. Выявление читательского опыта: игра «Я знаю» | – Когда ученики назовут загадки, то необходимо проверить домашнее задание. – Ученики рассказывают и показывают свои загадки. – Молодцы! А теперь давайте сыграем в игру «Я знаю». – Вам необходимо будет отгадать загадку, называть тему. – Интерактивное задание. |
3 | 3. Обогащение читательского опыта: работа с новым произведением | – А сегодня мы с вами познакомимся с былинным сказом. Послушайте. (Учитель читает «Как Илья из Мурома богатырём стал».) – О ком это произведение? – Какие чувства оно у вас вызывает? – Найдите это произведение в учебнике. – Прочитайте заголовок. – Прочитайте подзаголовок. – Что же такое былина? Найдите рубрику «Обрати внимание» и прочитайте. |
4 | 4. Обогащение читательского опыта: выполнение заданий по учебнику | – Прочитайте 1–ю часть былины. – Словарная работа. – Где жил Илья Муромец? Найдите и прочитайте. – Как звали родителей Ильи Муромца? Найдите и прочитайте. – Как можно назвать эту часть былины? – Прочитайте 2–ю часть былины. – Словарная работа. – Откуда взялась богатырская сила у Ильи Муромца? Для чего Илье дана была эта сила? Найдите и прочитайте. – Как можно называть эту часть былины? – Прочитайте 3–ю часть былины. – Словарная работа. – На что направил свою силу Илья Муромец? Найдите и прочитайте описание первого подвига Ильи Муромца. – Как можно назвать эту часть былины? |
5 | 5. Обобщение изученного: работа с кроссвордом | – В заключение отгадайте кроссворд. |
6 | 6. Рекомендации для самостоятельной работы дома | – Подготовьте рассказ о семье Ильи или о встрече с каликами. – Найдите книгу с былинами о русских богатырях. |