Урок 8. Прометей – «сквозь тысячелетия вперёд смотрящий» (продолжение)
Разработки уроков (конспекты уроков)
Основное общее образование
Линия УМК Даниловой. Искусство (5-7)
Искусство
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Цель урока
Формировать эстетическую отзывчивость, сопереживание мифологическому образу Прометея.
Задачи урока
- Показать многообразие художественных интерпретаций образа Прометея средствами различных видов искусства.
- Развивать умения определять авторский замысел и способы его художественного воплощения.
- Учить обосновывать собственную позицию в процессе коллективной работы в группах.
Виды деятельности
-
Выявление многообразия художественных интерпретаций образа Прометея. Сравнительный анализ произведений скульптуры и живописи. Выявление авторского замысла и средств художественной выразительности. Аргументация собственного мнения и формулировка выводов. Выполнение заданий из методического аппарата учебника и рабочей тетради. Заполнение таблицы (сравнение Зевса и Прометея). Прослушивание фрагмента музыкального произведения. Просмотр мультфильма «Прометей» и обмен зрительскими впечатлениями. Сравнительный анализ стихотворений.
Ключевые понятия
-
Месть Зевса Прометею. Огонь Прометея. Эволюция мифа о Прометее в произведениях мирового искусства. Литературные и музыкальные интерпретации мифа. Ария, симфония, светомузыка, партитура. Басни Эзопа.
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | Мотивация к учебной деятельности | Вступительное слово учителя: «Прометей – один из самых возвышенных и трагических образов древнегреческой мифологии, один из любимых героев, добровольно принявший на себя муки во имя своих убеждений, символ несокрушимой и всепобеждающей силы духа. |
2 | Актуализация опорных знаний | Демонстрация произведений искусства о Прометее. |
3 | Актуализация опорных знаний | Учащиеся отвечают на поставленные вопросы, объясняют, почему именно эти сюжеты оказались востребованы в искусстве на протяжении многих веков. |
4 | Постановка учебной проблемы | Учитель обращает внимание учащихся на проблемные вопросы урока. |
5 | Целеполагание | Знакомство с картиной фламандских художников П. Рубенса и Ф. Снейдерса «Прикованный Прометей». |
6 | Целеполагание | Просмотр фрагмента из видеофильма «Прометей. Мятежник на Олимпе» (о наказании Прометея Зевсом). |
7 | Открытие новых знаний | Сравнительный анализ скульптуры Ф. Гордеева «Прометей, терзаемый орлом» и картины Г. Моро «Прометей». Сначала учащиеся читают описание скульптурного произведения Ф. Гордеева, а затем рассматривают картину французского художника Г. Моро «Прометей». Выполнение задания 7 в рабочей тетради. Для урока рекомендуется использовать дополнительный материал. Внимание учащихся необходимо привлечь к проблемам авторского замысла и художественным средствам его воплощения. Учащиеся должны аргументированно ответить на вопрос: «Кто перед вами: герой или страдалец, побежденный или победитель? Как бы вы иначе назвали статую Ф. Гордеева?» |
8 | Первичное закрепление | Обобщение изученного: учащиеся делают соответствующие выводы. Общий вывод о сути характера Прометея, оставшегося верным своим убеждениям, можно найти в словах из трагедии Эсхила «Прометей Прикованный». |
9 | Самостоятельная работа с самопроверкой | Коллективная работа учащихся: сравнение Зевса и Прометея: результаты своих наблюдений и выводы учащиеся записывают в таблицу. Завершить работу с таблицей учащиеся смогут при выполнении домашнего задания. |
10 | Итог урока | Самостоятельная работа с учебником: история создания симфонии А. Н. Скрябина «Прометей («Поэма огня»). Прослушивание музыкального фрагмента симфонической поэмы А. Скрябина «Прометей» . Выполнение задания 3 в разделе «Творческая мастерская». |