Урок 72. Н. В. Гоголь. «Вечера на хуторе близ Диканьки». Есть ли чувство юмора у жителей Диканьки?
Разработки уроков (конспекты уроков)
Основное общее образование
УМК под ред. Б. А. Ланина. Литература (5-9)
Литература
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Цель урока
Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Формулировать вопросы по тексту произведения. Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования. Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание. Владеть такими видами пересказа, как сжатый пересказ, пересказ с изменением лица рассказчика и др.
Задачи урока
- 1. Приобщение к национальной истории.
- 2. Усвоение и актуализация литературоведческих терминов: конфликт, развитие сюжета, роль детали.
Виды деятельности
-
Беседа, проверка знаний учащихся, лекция, чтение, интерпретация
Ключевые понятия
-
конфликт, движение сюжета, деталь, рассказчик, сатира, характеристика персонажа
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Вводная часть урока. Просмотр видео | Связь между видами искусства: Просмотр отрывка из фильма «Вечера на хуторе близ Диканьки» (реж. А. А. Роу, 1961) |
2 | 2. Этап усвоения нового материала | Учитель обращается к классу: — Итак, в Диканьке происходят небывалые события: Солоха — мать кузнеца Вакулы — ведьма, она летает на метле и собирает звёзды; чёрт украл месяц и поднял страшную метель, в результате козак Чуб и его кум Панас сбились с дороги и кузнец Вакула не пустил Чуба в его собственный дом, да ещё и поколотил... Когда случаются неожиданные вещи, которых не ждёшь в данной ситуации, люди невольно улыбаются, а иногда смеются, порой — громко и заразительно. Ситуации из повести «Ночь перед Рождеством» не раз заставят вас засмеяться. Но давайте сначала разберёмся, что же такое чувство юмора и почему люди смеются. «Чувство юмора — это умение увидеть в обыденном смешное, да ещё показать это смешное другим». |
3 | 3. Анализ текста произведения. Проверка на знание текста | Итак, теперь вам будет легче разобраться, есть ли чувство юмора у жителей Диканьки, у рассказчика или у козаков, пришедших к царице. Герои повести частенько попадают в смешные ситуации. Приходит Вакула к Пацюку, а у того вареники сами в рот прыгают, да ещё и «не забывают» походу окунуться в сметану. Вакула озабочен, не грех ли это — есть вареники в постный день, и... продаёт душу дьяволу! — Есть над чем посмеяться читателю! Ученики делают вывод: герои повести попадают в смешные ситуации случайно, не намеренно, а по стечению обстоятельств. Они не создают забавных ситуаций сами. А вот что является необходимым, если мы хотим понять, есть чувство юмора или нет, так это умение забавно и весело рассказать эти смешные истории другим людям. Помните: мало увидеть в обыденном смешное, надо ещё уметь показать это смешное другим. — И всё же мы смеёмся, когда читаем эту повесть. Закрывая книгу, мы делаем это с радостным и хорошим настроением. Так кто же нас так развеселил, если не жители Диканьки? Ученики заключают, что замечательным рассказчиком с отменным чувством юмора является сам Гоголь, автор повести, который «передал» свой редкий дар пасичнику Рудому Панько. Гоголь говорил: «Смех — великое дело; он не отнимет ни жизни, ни имени, но передним виновный — как связанный заяц». Ребята выполняют задание. Установка соответствия. |
4 | 4. Информация о домашнем задании | Связь между видами искусства: Просмотр отрывка из фильма «Вечера на хуторе близ Диканьки» (реж. А. А. Роу, 1961) Домашнее задание: Найти в повести неожиданные ситуации, смешные преувеличения — гиперболы, другие художественные средства комического. |