Урок 71. Н. В. Гоголь. «Вечера на хуторе близ Диканьки». Иван Петрович Белкин и Рудый Панько
Разработки уроков (конспекты уроков)
Основное общее образование
УМК под ред. Б. А. Ланина. Литература (5-9)
Литература
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Цель урока
1. Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Формулировать вопросы по тексту произведения. Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования. 2. Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание. Владеть такими видами пересказа, как сжатый пересказ, пересказ с изменением лица рассказчика и др.
Задачи урока
- 1. Приобщение к национальной истории.
- 2. Усвоение и актуализация литературоведческих терминов: конфликт, развитие сюжета, роль детали
Виды деятельности
-
Беседа, проверка знаний учащихся, лекция, чтение, интерпретация
Ключевые понятия
-
конфликт, движение сюжета, деталь, рассказчик, сатира, характеристика персонажа
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Вводная часть урока | Из биографии писателя (к истории создания цикла). |
2 | 2. Цикл «Вечера на хуторе близ Диканьки» | Повесть «Ночь перед Рождеством». Фольклорные мотивы в повести. Поэтизация казачьей вольности и чувства любви в ранних произведениях Н.В. Гоголя. Учитель рассказывает о книге «Вечера на хуторе близ Диканьки». Она состоит из двух частей. В каждой части восемь повестей. «Издателем» книги назван «пасичник Рудый Панько». |
3 | 3. Этап усвоения нового материала | Ребята читают описание прекрасного пейзажа, которым открывается фрагмент повести в учебнике. Вопросы для обсуждения Что нового вы узнали на первых страницах? (Замечательные байки, неожиданные сравнения.) Что означают новые для вас слова? (Ученики обращаются к сноскам в учебнике.) Приходилось ли также часто обращаться к сноскам, когда мы изучали «Повести Белкина»? В чём различие этих двух рассказчиков? Ученики объясняют, что Иван Петрович Белкин словно прятался за сюжетами повестей. Его речь невозможно было отличить от речи других персонажей. Это был литературный язык пушкинской эпохи. Иное дело — Рудый Панько. Во-первых, он из Малороссии, которая отличалась своим бытом и некоторыми обычаями. У него воображение очень богатое, и он любит рассказывать о тех происшествиях, которые то ли придумал, то ли узнал из народных поверий, то ли услышал от других рассказчиков. Почему Гоголь «спрятался» за такого рассказчика, как «пасичник»? Возможно, Гоголю хотелось устраниться как писателю, дать волю народной фантазии, привлечь сказочных персонажей. Разберите с учениками сноску, в которой рассказывается о колядовании. Покажите, как пейзаж из возвышенного лирического постепенно превращается в фантастический, сказочный. |
4 | 4. Итоговое задание | Ребята выполняют задания. |
5 | 5. Информация о домашнем задании | Просмотр слайд-шоу. Домашнее задание: Подготовить рассказы о казаке Чубе и его дочке Оксане, о кузнеце Вакуле и его матери Солохе. |