Урок 7. Комическое в искусстве
Разработки уроков (конспекты уроков)
Основное общее образование
Линия УМК Даниловой. Искусство (8-9)
ИЗО
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Цель урока
Формировать представления об эстетической категории комического в искусстве
Задачи урока
- – развивать навыки самостоятельной работы с дополнительными источниками информации;
- – воспитывать художественный вкус, природные способности, нравственные ориентиры на основе произведений искусства.
Виды деятельности
-
Анализ произведений искусства. Выполнение творческих заданий. Работа с учебной и справочной литературой.
Ключевые понятия
-
Смешное и комическое. Градации комического (ирония, юмор, сатира, сарказм). Комический образ. Трагикомедия.
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1.Мотивация к учебной деятельности | Выразительное чтение стихотворения В. Хлебникова «Заклятие смехом» (1910). Его текст выводится на экран или заранее распечатан для учащихся. |
2 | 2. Актуализация опорных знаний | Учитель даёт комментарий к этому стихотворению, ставит вопрос классу: «Как удаётся автору добиться эффекта не только узнаваемости слов, но и действительно рассмешить читателей?» Учитель обобщает ответы учащихся, помогает сделать выводы о природе смеха. Демонстрация галереи «Природа смеха». |
3 | 3. Постановка учебной проблемы | Учащиеся стараются ответить на проблемные вопросы, учитель обобщает сказанное. |
4 | 4. Открытие новых знаний | На этом этапе урока начинаем работу над градациями комического и художественными формами их существования. Знакомим учащихся с исследованием М. М. Бахтина. Работа с учебником. Далее учащиеся читают раздел 6.2 «Градации комического» и выполняют интерактивное задание, где они должны определить, к какой форме комического (юмору или сатире) относятся указанные произведения искусства. Затем детям предлагается интерактивное задание «Юмор и сатира», где необходимо установить соответствие между понятием и его характерными чертами. Учащимся также можно предложить задание 2 рубрики «Вопросы и задания для самоконтроля». |
5 | 5. Первичное закрепление | Коллективный анализ картины У. Хогарта «Триумф избранных в парламент». Учащимся предлагается внимательно рассмотреть фрагменты к этому произведению и самостоятельно составить вопросы, опираясь на текст учебника, а затем выслушать ответы друг друга. Затем учащиеся слушают музыкальное сочинение И. С. Баха «Шутка» из сюиты № 2 и отвечают на вопросы: – Какие оттенки смеха вы почувствовали, слушая это музыкальное произведение? – Оправдано ли, с вашей точки зрения, его название? Почему? |
6 | 6. Самостоятельная работа с самопроверкой | Учащиеся выполняют задание 13 в рабочей тетради. |
7 | 7. Итог урока | Просмотр видеофрагментов о великих комиках мира — Ч. Чаплине или Ю. В. Никулине (по выбору). После просмотра необходимо провести обсуждение увиденного, объяснить, в чем секрет их творческого мастерства, как создается комический эффект на киноэкране или манеже цирка. |