Урок 68. Страницы классики. М. Ю. Лермонтов. «Бородино»
Разработки уроков (конспекты уроков)
Основное общее образование
УМК под ред. Б. А. Ланина. Литература (5-9)
Литература
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Цель урока
Читать выразительно художественный текст, в том числе наизусть, участвовать в инсценировании литературного произведения, чтении по ролям
Задачи урока
- 1. Приобщение к национальной истории.
- 2. Изучение истории создания стихотворения “Бородино”.
- 3. Выразительное чтение стихотворения.
Виды деятельности
-
Беседа, проверка знаний учащихся, лекция, чтение, интерпретация
Ключевые понятия
-
патриотический пафос, устаревшие слова, Бородинская битва
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Вводная часть урока | Вступительное слово: из биографии поэта. Слайд-шоу – введение в тему о Бородинской битве. |
2 | 2. К истории создания стихотворения | Это стихотворение относится к поистине легендарным. В течение многих десятилетий российские школьники учили это стихотворение наизусть. Существуют разные возможности изучения этого стихотворения. Так, методист Т. В. Чирковская в книге «Изучение литературы в 4 классе» утверждает: «Основная цель, стоящая перед учителем, работающим над стихотворением „Бородино“, — помочь ребятам проникнуться высоким чувством патриотизма, почувствовать точность и ёмкость каждого слова стихотворения, представить картины и людей, в нём изображённых». Методист замечает, что стихотворение «Бородино» «способствует развитию воображения школьника, его фантазии. Ребята не только охотно читают вслух „Бородино“ сами, но и с подъёмом учатся выразительному чтению стихотворения. Всё это приходится учитывать, продумывая работу над произведением». Интересно, что для Т. В. Чирковской главной формой работы с этим стихотворением было выразительное чтение, которое сейчас многие недооценивают, отдавая предпочтение аналитическим подходам к тексту. З. Я. Рез обращает внимание учителя на то, что «нельзя читать обращение полковника крикливо и бодро, как нередко можно слышать в 5 классе: в нём тревога за судьбу России и понимание ответственности перед ней. Фраза: „Умрёмте ж под Москвой, как наши братья умирали...“ — тоже звучит строго и чуть-чуть сурово...». Верная культурно-историческому подходу, она напоминает, что «Бородино» написано в связи с двадцатипятилетней годовщиной Бородинской битвы, поэтому во вступительном слове рекомендует побольше рассказать о войне 1812 года и Бородинском сражении. «Прочитав стихотворение „Бородино“, — пишет З. Я. Рез, — читатель обогащается каким-то новым ощущением, чувством, переживанием, а не только знанием». Интернет позволяет провести виртуальную экскурсию на Бородинское поле, ознакомиться со знаменитой панорамой. Одним словом, есть много возможностей подготовить выразительное чтение стихотворения учителем. |
3 | 3. Этап усвоения нового материала | Историческая основа стихотворения. Героизм русского народа, патриотический пафос в стихотворении. Роль эпитета в поэтическом описании действия. Яркость и выразительность языка Лермонтова. Рассказ учителя об исторических событиях, о войне 1812 года. Рассогласование курсов истории и литературы приводит к тому, что об Отечественной войне 1812 года школьники могут узнать лишь случайно, в курсе истории они ещё не дошли до этого события. Рассказывая об этой кровопролитной битве, учитель должен упомянуть, что, несмотря на меньшие, чем у французов, потери, русская армия всё же не решила поставленной перед ней задачи. Следствием этого стала последующая сдача Москвы неприятелю и её сожжение. Героизм русских солдат и офицеров всё же не привёл к безоговорочной победе над французами: Наполеон так и не пустил в ход свою гвардию, всегда решавшую в его пользу исход любого боя. В этих условиях командующий русскими войсками Кутузов принял решение об отступлении, чтобы спасти армию и попытаться измотать, а затем разбить изнурённого суровой русской зимой противника. Этот план был вынужденным, но он оказался стратегически верным: уже через несколько месяцев враг был изгнан из России. Солдаты были огорчены и разочарованы: несмотря на их героизм и самопожертвование, отступление российской армии не только не остановилось, но и сопровождалось страшной моральной потерей: сдачей Москвы. Рассказав об этом, учитель может задать вопросы учащимся. С каким чувством восприняли известие о новом отступлении солдаты? В связи с чем М. Ю. Лермонтов обратился к этой теме? Вероятнее всего, школьники затруднятся назвать повод для такого обращения. Можно подсказать им дату создания произведения: возможно, это натолкнёт их на более правильный ответ. Конечно, повторение и здесь окажется действенным приёмом: предложите ученикам вспомнить, какие стихотворения М. Ю. Лермонтова им известны. Некоторые из учеников, возможно, помнят стихотворения наизусть и смогут их прочитать. |
4 | 4. Выразительное чтение текста учителем | Центральная часть урока: образцовое выразительное чтение стихотворения «Бородино» учителем. После чтения можно задать несколько вопросов на понимание или провести небольшую словарную работу. Помните: это стихотворение написано почти 180 лет назад, и некоторые слова вышли из употребления на современном этапе развития русского языка. Конечно, сноски в учебнике помогут в понимании стихотворного текста, но словарная работа никогда не будет лишней. Словарная работа должна быть сконцентрирована на разъяснении незнакомых слов и выражений. Вот некоторые из них: построили редут, ломить стеною, грозная сеча, бивак открытый, кивер, полковник наш рождён был хватом, булат, уланы с пёстрыми значками, драгуны с конскими хвостами, звучал булат, картечь визжала и т. д. Хорошим приёмом является подбор синонимов к устаревшим словам или к военным терминам. |
5 | 5. Итоговое задание. Информация о домашнем задании | Класс выполняет задания. Домашнее задание: Прочитать стихотворение целиком, выучить отрывок из стихотворения (описание боя или подготовка к бою). |