Урок 60. Ф. А. Абрамов. «Повесть Поездка в прошлое»
Разработки уроков (конспекты уроков)
Основное общее образование
УМК под ред. Б. А. Ланина. Литература (5-9)
Литература
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Цель урока
Знакомство учащихся с биографией Ф. А. Абрамова и его повестью «Поездка в прошлое»
Задачи урока
- Осветить факты биографии Ф. А. Абрамова, его творческие принципы. Читать, обсуждать и анализировать повесть «Поездка в прошлое»
Виды деятельности
-
Лекция, фронтальная беседа по вопросам, выполнение интерактивных заданий
Ключевые понятия
-
Повесть, событие, персонаж, характер
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Вводная часть урока. Проверка усвоенного материала | Повторение фактов биографии Ф. А. Абрамова, с опорой на интерактивные задания. Затем учитель дополняет материал учебника лекцией (См., МП стр. 212–214). |
2 | 2. Усвоение нового материала. Межпредметные связи | В повести есть слова, которые сейчас почти не используются: «кулак», «середняк», «раскулаченный». Что означают эти слова? В какой исторический период они входили в активную лексику? Если учащимся сложно самим ответить на этот вопрос, коллективно выполняется задание. |
3 | 3. Этап первичного закрепления и рефлексия учебной деятельности | Фронтальная беседа: обсуждение повести Ф. А. Абрамова «Поездка в прошлое» Вопросы и задания: – Когда происходят события в повести? – Каким показан главный герой повести Никифор Иванович – Микша? Как он живёт, о чём говорит, что вспоминает? – Микша – уверенный в себе человек. Он находит оправдание всем своим поступкам. Кто был для него примером в жизни? Почему? (Родня Микши была его главной гордостью, он восхищается своими родственниками-революционерами, оправдание их жестокостей он находит в том, что «такое было время».) – Почему встреча с Кудасовым перевернула жизнь Микши? Микша перед смертью успевает увидеться со многими людьми. У каждого из них судьба сложилась нелегко. Что общего в их судьбах? – Найдите фрагмент, в котором говорится о жизни Павлина Фёдоровича Усольцева. Как пересеклись судьбы Усольцева и Микши? – Какими качествами обладает Усольцев? Какие поступки его характеризуют? – Почему Микша решил обратиться именно к Усольцеву? Что привлекало в нём Микшу? Чем Усольцев отличается от людей, с которыми Микша привык общаться? – Как Усольцев встретил Микшу? Чему научила Микшу эта встреча? – Как меняются герой и повествование в произведении? Почему Микша, вначале спокойный и уверенный в своей правоте, так торопится узнать правду об отце? – Почему повесть, начавшаяся с незначительного происшествия – поездки на заброшенное поселение, – заканчивается трагически? |
4 | 4. Информация о домашнем задании | 1. Подготовьте развёрнутые ответы на вопросы: 1) Каким вам представляется Микша? Расскажите о его характере, судьбе, о том, как влияют на него события повести. Каково ваше отношение к нему? 2) «Не понимаю, когда убийством восхищаются!» Чьи это слова? Как вы их понимаете? 3) Незнакомец, которого Микша привёз на Курзию, не имеет ни имени, ни биографии. Но именно с его появления и завязывается сюжет. Что символизирует образ незнакомца? Попробуйте дать его психологический портрет, опишите его мысли, чувства, переживания во время этой поездки. 2. Подготовьтесь к самостоятельной работе по разделу «Национальный характер в литературе XX века». |