Урок 6. Понятие о бессоюзном сложном предложении со значением дополнения
Разработки уроков (конспекты уроков)
Основное общее образование
Линия УМК М. М. Разумовской. Русский язык (5-9)
Русский язык
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Цель урока
Помочь учащимся практически усвоить понятие «бессоюзное сложное предложение со значением дополнения»
Задачи урока
- Вырабатывать у учащихся:
- понимание структурных и семантических особенностей бессоюзных сложных предложений со значением дополнения, умения их правильно интонировать и соблюдать в практике письма основные правила пунктуации
Виды деятельности
-
Определять структурные и семантические признаки бессоюзных сложных предложений со значением дополнения, отграничивать предложения данного вида от других бессоюзных сложных предложений, выполнять их синтаксический разбор
Ключевые понятия
-
Бессоюзное сложное предложение со значением дополнения, его предикативные части, интонация бессоюзного сложного предложения со значением дополнения
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Актуализация прежних знаний | Проверка выполнения упр. 149.2 рабочей тетради. После того, как учитель выслушает ответы учащихся на вопрос: «Что вам известно о бессоюзных сложных предложениях со значением дополнения?», необходимо сделать следующее обобщение. При изъяснительных отношениях вторая часть БСП дополняет первую, структурно неполную, в которой имеется глагол-сказуемое речи, мысли, восприятия (говорить, сказать, думать, понимать, узнать, чувствовать, видеть, слышать и т. п.) или сказуемое, выраженное словом категории состояния с той же семантикой, но при них объект речи, мысли, восприятия не выражен, его восполняет в целом вторая часть. Первая часть произносится с интонацией предупреждения, которая характеризуется «неспокойным» понижением тона к концу первой части, что указывает на необходимость распространения сказуемого и сигнализирует незавершённость высказывания. Перед второй частью можно вставить союз что, т. е. она может быть преобразована в придаточную изъяснительную. Обе части имеют относительно равную смысловую самостоятельность. Вторая часть БСП со значением изъяснения может передавать мысль или речь в прямой форме, но при этом она не рассматривается как самостоятельное предложение и не заключается в кавычки: На мгновение я остановился, ничего не слышу и думаю: так показалось. (М. Пришвин) Двоеточие ставится и в тех случаях, когда вторая часть дополняет содержание первой, в которой сказуемое выражено глаголом действия, сопутствующего восприятию (взглянуть, выглянуть, оглянуться, поднять голову, посмотреть, прислушаться и т. п.); глагол восприятия отсутствует, но легко может быть вставлен после глагола действия в качестве однородного сказуемого (а вместе с ним легко вводится и союз что); т. е. легко могут быть вставлены: и увидел, что; и услышал, что; и почувствовал, что; и понял, что и т. п. (однако без глагола восприятия БСП последнего типа не имеют синонимов среди СПП с изъяснительной придаточной частью). Например: Я выглянул из кибитки: всё было мрак и вихорь. (А. Пушкин) (Ср.: выглянул и увидел, что…) |
2 | 2. Обобщение и систематизация имеющихся знаний по теме | После сообщения учителя, учащиеся самостоятельно производят отбор и обобщение семантических и структурных признаков бессоюзных сложных предложений со значением дополнения. |
3 | 3. Обобщение и систематизация имеющихся знаний по теме | Практическое знакомство с бессоюзными сложными предложениями со значением дополнения производится на основе отграничения их от бессоюзных сложных предложений со значением причины и пояснения и многочленных бессоюзных сложных предложений с разными отношениями между частями. |
4 | 4. Обобщение и систематизация имеющихся знаний по теме | Отработка правил орфографии и пунктуации: постановка двоеточия между частями бессоюзного сложного предложения со значением дополнения. |
5 | 5. Обобщение и систематизация имеющихся знаний по теме | Закрепление условий постановки двоеточия в предложениях (сложных бессоюзных, простых с обобщающим словом перед однородными членами, после слов автора перед прямой речью. Знакомство с правилом постановки двоеточия в БСП, вторая часть которых представляет собой прямой вопрос. |
6 | 6. Обобщение и систематизация имеющихся знаний по теме | Синтаксический анализ предложения. Перед выполнением задания учащиеся должны ознакомиться с порядком (с. 240—241 учебника) и образцом (с. 185—186 учебника) синтаксического разбора бессоюзного сложного предложения. |
7 | 7. Этап закрепления и первичной проверки | Из хрестоматии по литературе выписать три предложения со значением дополнения и выполнить их синтаксический разбор. |
8 | 8. Рефлексия учебной деятельности на уроке | Подведение итогов занятия: дать целостную характеристику бессоюзных сложных предложений со значением дополнения. Воспроизвести план синтаксического разбора бессоюзного сложного предложения. |
9 | 9. Информация о домашнем задании |